Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа
по предмету «литература»
(базовый уровень)
8 класс

Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Лариса Валентиновна

Санномыск
2021

Программа соответствует учебнику «Литература. 8 кл.» для общеобразовательных
учреждений /Коровина В.Я.– 2017 г.
В данной рабочей программе на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчёта 35 учебных недель – 70 часов в год.
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей
XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и
своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX
вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для
чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог
с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано
формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки
и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица
метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной
песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием
цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное
новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие
представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая
повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в
современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев
литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы
воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые
характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного
чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и
баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И.
Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие
в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием
цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум
современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы,
один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.
Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного
чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка
Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.
Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение
народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный»
(А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в
романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную
историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини.
Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная
характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная).
Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики,
идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл
человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и
обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя
как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их
противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения.
Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный
анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с
использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста.
Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории,
исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки
комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной
писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна
финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться
в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего
бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные
представления). Фантастическое (развитие представлений).
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования.
Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и
письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного
чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного
жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской
литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ
рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения.
Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель,
редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные
писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного
чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы
рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана
анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в
обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри
сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге.
Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств
создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев
«Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и
письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория
литературы.
Психологизм
художественной
литературы
(начальные
представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения.
Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования.
Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование
выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о
ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа
предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.
Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого
пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного
произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный
ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т.Аверченко, «Всеобщая история,
обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий.
Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного
чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя
(для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев
рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в
рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений).
Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в
коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и
убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские
отступления как элемент композиции (развитие понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и
письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов,
защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;
Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов
«Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической
песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие
представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение
военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера,
объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А.
Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам»,
«Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без
России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»;
И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов
русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка .
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Уильям Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом
любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии»
(В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков
драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с
использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи
классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных
буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера.
Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев,
переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).P.P. Выразительное
чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и
письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. К.Р. Контрольное тестирование.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1
2
3
4
5

Тема урока
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни(лирические, исторические песни)
Предания как исторический жанр русской народной прозы
"Житие Александра Невского"(фрагменты)
"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века

Количество
часов
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Д.И.Фонвизин "Недоросль": социальная и нравственная проблематика
комедии
Речевые характеристики персонажей как средство создания комической
ситуации
Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
И.А.Крылов "Обоз" - басня о войне 1812 года
К.Ф.Рылеев "Смерть Ермака" как романтическое произведение
А.С.Пушкин "История Пугачева" (отрывки)
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" как реалистический исторический
роман
"Капитанская дочка": образ главного героя
"Капитанская дочка": система образов романа
"Капитанская дочка": нравственный идеал Пушкина в образе Маши
Мироновой. Женские образы в романе
"Капитанская дочка": образ предводителя народного восстания и его
окружения
"Капитанская дочка": особенности содержания и структуры романа
Р.Р. "Капитанская дочка"
А.С.Пушкин. "19 октября", "Туча".
Вн.ч. А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье" и др.стихотворения,
посвященные темам любви и творчества
Контрольная работа по творчеству Пушкина А.С.
М.Ю.Лермонтов "Мцыри" как романтическая поэма
"Мцыри": образ лирического героя
"Мцыри": особенности композиции поэмы
Р.р. М.Ю.Лермонтов "Мцыри".
Н.В.Гоголь"Ревизор" как социально-историческая комедия
"Ревизор" как сатира на чиновничью Россию
"Ревизор": образ Хлестакова
"Ревизор": сюжет и композиция комедии
Р.р. "Ревизор"
Н.В.Гоголь "Шинель": своеобразие реализации темы "маленького
человека"
"Шинель" как "петербургский текст"
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя
Вн.ч. И.С.Тургенев "Певцы": сюжет и герои, образ повествователя в
рассказе
М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (отрывок): сюжет и
герои
"История одного города": средства создания комического
Н.С.Лесков "Старый гений": сюжет и герои
"Старый гений": проблематика и поэтика
Л.Н.Толстой "После бала": проблемы и герои
"После бала": особенности композиции и поэтика рассказа
Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина,
Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого
Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века
Вн.ч. А.П.Чехов "Человек в футляре"
А.П.Чехов "О любви" (из трилогии)
И.А.Бунин "Кавказ": лики любви
А.И.Куприн "Куст сирени": история счастливой любви

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47-48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Р.р. Урок-диспут "Поговорим о превратностях любви"
А.А.Блок "На поле Куликовом", "Россия": история и современность
С.А.Есенин "Пугачев" как поэма на историческую тему
Р.р. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях
Пушкина и Есенина
И.С.Шмелев "Как я стал писателем": путь к творчеству
М.А.Осоргин "Пенсне": реальность и фантастика
Журнал "Сатирикон". "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"
(отрывки)
Вн.ч. Тэффи "Жизнь и воротник" и другие рассказы. М.М.Зощенко
"История болезни" и другие рассказы
А.Т.Твардовский "Василий Теркин": человек и война
"Василий Теркин": образ главного героя
"Василий Теркин": особенности композиции поэмы
А.А.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
В.П.Астафьев "Фотография, на которой меня нет": картины военного
детства, образ главного героя
Р.р. "Фотография, на которой меня нет". Автобиографический характер
рассказа
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (обзор)
Поэты русского зарубежья о Родине
Годовая контрольная работа
У.Шекспир "Ромео и Джульетта"
Сонет как форма лирической поэзии
Вн.ч. Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве" (обзор с чтением
отдельных сцен).
В.Скотт "Айвенго"
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».