Рабочая программа ФГОС по литературе 5 класс 2021-2022

Программа соответствует учебнику «Литература 5 класс» для общеобразовательных
учреждений // В. Я. Коровина В. П. Журавлев В. И. Коровин 5-е издание, Москва
«Просвещение» 2015 г.
В данной рабочей программе на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчѐта 35 учебных недель – 70 часов в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских
писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
— выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно —
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
— выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Обучающийся научится:
‐ правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты,
в том числе и наизусть;
‐устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актѐров;
‐ осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий)
от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных
особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

‐ составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные
характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную)
в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;
‐давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
‐составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о
нѐм;
‐ определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной
литературы;
‐ эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной
графики, созвучные изучаемым произведениям;
‐устно иллюстрировать художественное произведение;
‐создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
‐ находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия,
изучаемые в курсе литературы 5 класса.
Обучающийся получит возможность научиться:
‐ выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе,
повести;
‐ характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейноэмоционального содержание;
‐выявлять этапы развития сюжета;
‐выявлять элементы композиции повести, рассказа;
‐составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
‐анализировать различные формы выражения авторской позиции;
‐
сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
‐
составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения,
план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного
высказывания;
‐
составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос
2. Содержание предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски,
оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник
литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное
творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная
природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и
индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные
песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие
представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ
невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животныепомощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного.

Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в
волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван –
крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство
главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.
Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на
Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных
«Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов –
ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической
форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
(начальное представление).
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы
XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,
«Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности,
неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне;
патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное
представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы
учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, еѐ сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского
произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - еѐ истоки (сопоставление с русским
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;
«бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,
мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и
различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,
нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность
положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог
(начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочноусловное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное
содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в
сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие
сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами
рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений),
метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного,
комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины
народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в
создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в
потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских
детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и
нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,
великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория
литературы.
Портрет,
пейзаж
(начальное
представление).
Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний
дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки,
запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная
близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное
представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика
персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической
ситуации.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в
осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь
в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение
наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное
родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и
сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их
общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города.
Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.
Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция
литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул
родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение
родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа
Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны
мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).
Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и
фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.
Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные
особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).
Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с
природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла,
смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего
мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие
представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,
находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
(начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой
Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой
Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин
«Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные
пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок
и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты
литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер
героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс-Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и
художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.
Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и
Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и
дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая
характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,
находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях
с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое
сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество,
изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни
северного народа.
3. Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6

Тема урока
1 четверть – 27 часов
Введение (1 час)
Введение. Роль книги в жизни человека.
Устное народное творчество (10 часов)
Вн. ч. Славянские мифы
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
Детский фольклор.
Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» встреча с волшебной сказкой.
Образ Василисы Премудрой
Образ Ивана-царевича

Количество
часов

1
1

1
1
1

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная
богатырская сказка героического содержания.

1

8

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство
главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Однрк: Уважение к труду, обычаям, вере предков.

1

9

Р.Р. Составление волшебной сказки

1

10

11

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть
временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость
воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Однрк: Забота государства о сохранении духовных
ценностей.
М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в
пиру…».

1

1

1

16

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как
литературный жанр.
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».
Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
Жанр басни. Повествование и мораль в басне.
В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».
Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной
сказки.
Баллада В.А. Жуковского «Кубок».

17

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1

18

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У
лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина сюжетов, образов и событий
народных сказок.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.
Однрк: Что такое нравственность?
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка
«Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в
изображении А. Погорельского.
В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea
Prinseps» Антитеза как основной художественный прием.
Пафос произведения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»
- отклик на 25-летнюю годовщин Бородинского сражения.
Образ простого солдата – защитника Родины стихотворении
«Бородино».

1

25

Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом
жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

26

Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19
века.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа
«Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его
окружение. Герасим и Муму. Счастливый год.
Духовные и нравственные качества Герасима: сила,
достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест
героя против отношений барства и рабства.
Р.Р. Подготовка к сочинению.

1

12
13
14
15

19
20
21

22

23
24

27
28
29
30
31

1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1
1

1

32

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, динамичная картина природы.

1

33

1

37

Л.Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.
Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы.
Душевная близость людей из враждующих лагерей.
Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.
Толстого.
Р.Р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин:
разные судьбы»
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

38

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

1

39

Образы природы в русской поэзии.
Однрк: Бережное отношение к природе.
И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как
поэтическое воспоминание о Родине.

1

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»
Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася,
Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.
Однрк: Толерантность.
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и
выразительность языка повести.
Обучение навыкам характеристики литературного
персонажа.

1

Вн.ч. А.И. Куприн «Белый пудель».
С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в
стихотворениях Есенина. Стихотворение «С добрым утром!».
Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»
П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной
горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность,
добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

1
1

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый
хлеб». Герои сказки. Нравственные уроки сказки «Теплый
хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи
сказки.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

1

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки
«Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесысказки.

1

34
35

36

40
41
42

43
44
45
46

47
48
49

50
51
52

1
1

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная
королева».
Два мира сказки «Снежная королева».
А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель
Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в
рассказе «Никита».
В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет
рассказа, его герои.

1

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино
озеро».
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о
писателе). «Сказание о Кише».
ПОЭТЫ О ВОВ (1941 – 1945) Поэтическая летопись Великой
Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов
«Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада
«Сын артиллериста».
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ.
Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний
вечер…».
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. Саша Черный. Рассказы
«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

66

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».
Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

67

Том Сойер и его друзья.

1

68

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о
писателе). «Сказание о Кише»
Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века.
Повторение.

1

53
54
55
56
57
58
59
60
61

62

6364
65

6970

1
1

1

1
1

1

2
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».