Программа соответствует учебнику «Математика: 6 кл.» для общеобразовательных учреждений /А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2013. В данной рабочей программе на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 175 часов в год. 1. Планируемые результаты. Личностные результаты: контролировать процесс математической деятельности; Проявлять инициативу, находчивость и активность при решении математических задач; осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в себе чувство патриотизма, уважения к Отечеству; ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и познанию; формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду. Метапредметные результаты: Обучающийся научится: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации; действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Обучающийся получит возможность: самостоятельно определять цели своего обучения; использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для интерпретации, аргументации; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи; видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; Предметные результаты: Обучающийся научится: • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; • решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений; • изображать фигуры на плоскости; • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира; • распознавать равные и симметричные фигуры; • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения; • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; Обучающийся получит возможность: • осознавать значения математики для повседневной жизни человека; • иметь представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; • работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), • точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, • проводить классификации. • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; • получить практически значимые математические умения и навыки, их • применение к решению математических и нематематических задач. Раздел 1. Арифметика По окончании изучения курса обучающийся научится: • понимать особенности десятичной системы счисления; • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; • сравнивать и упорядочивать рациональные числа; • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор; • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты; • анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.). Обучающийся получит возможность: • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Раздел 2. Числовые и буквенные выражения. Уравнения. По окончании изучения курса обучающийся научится: • выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом. Обучающийся получит возможность: • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач. Раздел 3. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. По окончании изучения курса обучающийся научится: • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Обучающийся получит возможность: • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов. Раздел 4. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи По окончании изучения курса обучающийся научится: • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций. Обучающийся получит возможность: • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Арифметика • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. • Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. • Решение текстовых задач арифметическими способами. Раздел 2. Дроби • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби. • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. • Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. • Решение текстовых задач арифметическими способами. Раздел 3. Рациональные числа • Положительные, отрицательные числа и число 0. • Противоположные числа. Модуль числа. • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. • Координатная прямая. Координатная плоскость. Раздел 4. Числовые и буквенные выражения. Уравнения • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Раздел 5. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи • Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач. Раздел 6. Геометрические фигуры • Окружность и круг. Длина окружности. • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры. • Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. • Осевая и центральная симметрии. Раздел 7. Математика в историческом развитии Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров. 3. Тематическое планирование № урока Тема Количеств очасов Делимость натуральных чисел (21ч) Повторение материала за курс 5 класса 1 2-3 Делители и кратные 2 4-6 Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 3 7-9 Признаки делимости на 9 и на 3 3 10 Входная контрольная работа 1 11 Анализ входной контрольной работы. 1 12 Простые и составные числа 1 Наибольший общий делитель 6 1 13-18 19 Повторение и систематизация учебного материала 1 20 Контрольная работа № 1 «Делимость натуральных чисел» 1 21 Анализ контрольной работы № 1. 1 Обыкновенные дроби (43ч) 22-23 Основное свойство дроби 2 24-26 Сокращение дробей 3 27-29 Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей 3 30-34 Сложение и вычитание дробей 5 35 Повторение и систематизация учебного материала 1 36 Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание дробей» 1 37 Анализ контрольной работы № 2. 1 38-42 Умножение дробей 5 43-45 Нахождение дроби от числа 3 46 Повторение и систематизация учебного материала 1 47 Контрольная работа № 3 «Умножение дробей» 1 48 Анализ контрольной работы № 3«Умножение дробей». 1 49 Взаимно обратные числа 1 50-54 Деление дробей 5 55-57 Нахождение числа по значению его дроби 3 58 Преобразование обыкновенных дробей в десятичные 1 59 Бесконечные периодические десятичные дроби 1 60-61 Десятичное приближение обыкновенной дроби 2 62 Повторение и систематизация учебного материала 1 63 Контрольная работа № 4 «Деление дробей» 1 64 Анализ контрольной работы № 4«Деление дробей». 1 Отношения и пропорции (31 ч) 65-66 Отношения 2 67-70 Пропорции 4 71-73 Процентное отношение двух чисел 3 74 Повторение и систематизация учебного материала 1 75 Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции» 1 76 Анализ контрольной работы № 5 «Отношения и пропорции». 1 77-78 Прямая и обратная пропорциональные зависимости 79 Кон трольная работа за I полугодие 2 1 80-81 Деление числа в данном отношении 2 82-83 Окружность и круг 2 84-86 Длина окружности. Площадь круга 3 Цилиндр, конус, шар 1 88-89 Диаграммы 2 90-92 Случайные события. Вероятность случайного события 3 93 Повторение и систематизация учебного материала 1 94 Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные 1 87 зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» 95 Анализ контрольной работы № 6 «Прямая и обратная пропорциона 1 зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события». Рациональные числа и действия над ними (73ч) Положительные и отрицательные числа 2 98100 101102 103105 106109 110 Координатная прямая 3 Целые числа. Рациональные числа 2 Модуль числа 3 Сравнение чисел 4 Повторение и систематизация учебного материала 1 111 Контрольная работа № 7 «Рациональные числа. Сравнение 1 96-97 рациональных чисел» 112 Анализ контрольной работы № 7«Рациональные числа. Сравнение 1 рациональных чисел». 113116 117118 119 -123 124 Сложение рациональных чисел 4 Свойства сложения рациональных чисел 2 Вычитание рациональных чисел 5 Повторение и систематизация учебного материала 1 125 Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных 1 чисел» 126 Анализ контрольной работы № 8. Умножение рациональных чисел 1 127130 131132 Умножение рациональных чисел 4 Свойства умножения рациональных чисел 2 133136 137139 140 Коэффициент. Распределительное свойство умножения 4 Деление рациональных чисел 3 Повторение и систематизация учебного материала 1 141 Контрольная работа № 9 «Умножение и деление рациональных 1 чисел» 142 Анализ контрольной работы № 9. Решение уравнений 1 143145 146149 150 Решение уравнений 3 Решение задач с помощью уравнений 4 Повторение и систематизация учебного материала 1 151 Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и задач с помощью 1 уравнений» 152 Анализ контрольной работы № 10. 1 153155 156157 158159 160162 163165 166 Перпендикулярные прямые 3 Осевая и центральная симметрии 2 Параллельные прямые 2 Координатная плоскость 3 Графики 3 Повторение и систематизация учебного материала 1 167 Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные 1 прямые. Координатная плоскость. Графики» 168 Анализ контрольной работы № 11«Перпендикулярные и 1 параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики». Повторение и систематизация учебного материала (7 ч) 169173 174 Повторение курса 6 класса 5 Итоговая контрольная работа 1 175 Анализ итоговой контрольной работы. 1