Рабочая программа по окружающему миру 2 класс 2021-2022

МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа
по предмету
«окружающий мир»
2 класс

Борисова Надежда Иннокентьевна
учитель начальных классов

Санномыск
2021 г.

Программа

соответствует

учебнику

«Окружающий

мир

2

класс»

для

общеобразовательных учреждений // А. А. Плешаков Е. А. Крючкова, 3-е издание, Москва,
Просвещение» 2012.
В данной рабочей программе на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2
часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса

1.

Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

ком-

муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие

навыков

устанавливать

и

выявлять

причинно-следственные

связи

в

окружающем мире.
Обучающиеся научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные;
деревья, кустарники, травы;
распознавать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и
животных своей местности;
правилам поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности
охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в
быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия
«холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и
её столицы, некоторые других городов России; названия нескольких стран мира.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и
живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать
изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести
наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять
правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села),
трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими
людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
2.

Содержание предмета
Где мы живем (4 часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города
(села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей.
Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо.
Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные
породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.
Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их
существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за
ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки.
Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород.
Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для
животных;

животные – распространители

плодов и семян растений

(изучается по

усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная
ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего
края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными
растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние
изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра,
измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и
минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с
представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными
растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом
(городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во
дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство,

строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные
предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой,
специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование
в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и

т. д. (по выбору учителя). Профессии людей,

занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры
и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления.
Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного
города.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила
личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника,
больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог,
отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на
улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой
техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного
поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на
машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая
работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и
отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет
телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура
поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая
работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы
земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море
и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и
летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на
карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие

достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по
усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсия: Весенние
изменения в природе. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Тематическое планирование

3.
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел «Где мы живём?» (4 часа)
1

Родная страна

1

2

Город и село. Проект « Родной город (село)

1

3

Природа и рукотворный мир.

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

1

5

Раздел «Природа» (20 часов)
Неживая и живая природа.

1

6

Явления природы.

1

7

Что такое погода.

1

8

В гости к осени ( экскурсия)

1

9

В гости к осени( урок)

1

10

Звездное небо

1

11

Заглянем в кладовые Земли

1

12

Про воздух….

1

13

….И про воду

1

14

Какие бывают растения

1

15

Какие бывают животные

1

16

Невидимые нити

1

17

Дикорастущие и культурные растения

1

18

Дикие и домашние животные

1

19

Комнатные растения.

1

20

Животные живого уголка.

1

21

Про кошек и собак.

1

22

Красная книга.

1

23

Будь природе другом. Проект « Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

Жизнь города и села (10 часов)
25

Что такое экономика.

1

26

Из чего что сделано

1

27

Как построить новый дом?

1

28

Какой бывает транспорт?

1

29

Культура и образование.

1

30

Все профессии важны.

1

31

В гости к зиме. Неживая природа зимой (урок-экскурсия).

1

32

В гости к зиме. Живая природа зимой.

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села».

34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём
под защиту», «Профессии».

1

1

35

Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Берегись автомобиля!

1

38

Школа пешехода.

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар!

1

41

На воде и в лесу.

1

42

Опасные незнакомцы.

1

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность».

1

Общение (7 часов)
44

Наша дружная семья.

1

45

Проект «Родословная»

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья.

1

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

Путешествия (18 часов)
51

Посмотри вокруг.

1

52

Ориентирование на местности.

1

53

Ориентирование на местности.

1

54

Формы земной поверхности.

1

55

Водные богатства.

1

56

В гости к весне. Неживая природа весной (урок-экскурсия).

1

57

В гости к весне. Живая природа весной.

1

58

Россия не карте.

1

59

Проект «Города России».

1

60

Путешествие по Москве.

1

61

Московский Кремль.

1

62

Город на Неве.

1

63

Путешествие по планете.

1

64

Путешествие по материкам.

1

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

66

Впереди лето.

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».