МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «родной (русский) язык» 2 класс Борисова Надежда Иннокентьевна учитель начальных классов Санномыск 2021 г. Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа в год. 1.Планируемые результаты Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: ● чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ● внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; ● положительного отношения к урокам русского языка; ● уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; ● интереса к языковой и речевой деятельности; ● представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; ● представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); ● первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: ● принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; ● понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; ● высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; ● проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); ● оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: ● целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ● ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); ● осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; ● понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); ● работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; ● понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; ● преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; ● понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ● составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); ● анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); ● осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); ● осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: ● слушать собеседника и понимать речь других; ● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ● принимать участие в диалоге; ● задавать вопросы, отвечать на вопросы других; ● принимать участие в работе парами и группами; ● договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; ● признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; ● оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» Обучающийся научится: • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. При реализации содержательной линии «Язык в действии» Обучающийся научится: • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится: • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; • владеть различными приемами слушания научно- познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 2. Содержание учебного материала Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (16 ч) Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. Раздел 2. Язык в действии (12 ч) Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). 3.Тематическое планирование. № 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31 32-33 34 Тема урока Русский язык: прошлое и настоящее По одёжке встречают… Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша- кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит – уходить не велит. Язык в действии Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение. Секреты речи и текста Учимся вести диалог Составляем развёрнутое толкование значения слова Устанавливаем связь предложений в тексте Создаём тексты – инструкции и тексты – повествования. Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1