Рабочая программа родной русский язык 5 класс 2021-2022

Программа
соответствует учебнику «Русский родной язык. 5 кл.» для
общеобразовательных учреждений /О.М.Александрова и др., - М.: Просвещение, 2021.
В данной рабочей программе на изучение русского родного языка в 5 классе отводится 1
час в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 35 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Общие:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учащийся научится:
1. понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; уместное употребление их в ситуациях речевого общения;
2. понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание
слов, заимствованных русским языком из других языков;
3.определять различия между литературным языком и диалектами;
4.использовать словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический
словарь, этимологический словарь, словарь пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебный этимологический словарь; словарь синонимов, антонимов;
5.употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

6.употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
7.правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом
вариантов грамматической нормы;
8.соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета;
9.создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение;
10.владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым)
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
Учащийся получит возможность научиться:
1.понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее
представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
2.комментировать истории происхождения фразеологических оборотов;
3.осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное
своеобразие диалектизмов;
4.определять типичные грамматические ошибки в речи;
5.соблюдать русские этикетные вербальные и невербальные манеры общения;
6.уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять
логический план текста.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Язык и культура (11ч)
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык — язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная
специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека
(барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом
человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для
эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в
тюркских языках и т. п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.
Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена
традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей
социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу
этого определенную стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных,
глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ,
пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний
(микроволнОвая печь — микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях

(фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная,
нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского
языка (кинофильм — кинокартина — кино — кинолента; интернациональный —
международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи — беречь;
шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить —
говорить — сказать — брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
(шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных
существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных
(географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы
употребления имен существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы
(туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи
(кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые
и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха, выборы — выбора,
тракторы — трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной
формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (15 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой
стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка
сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

Кол-во
часов

РАЗДЕЛ «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Наш родной русский язык
Из истории русской письменности
Создание славянского алфавита: общие сведения о кириллице и
глаголице
Язык — волшебное зеркало
мира и национальной культуры
Национально- культурная специфика фразеологизмов
История в слове: наименования предметов традиционной русской
одежды
История в слове: наименования предметов традиционного русского
быта
Образность русской речи: сравнение, метафора
Олицетворение
Живое слово русского фольклора
Меткое
слово русской речи:
крылатые слова,
пословицы, поговорки
О чём может рассказать имя
Проверочная работа № 1
РАЗДЕЛ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Современный русский литературный язык
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
Речь
точная и выразительная. Основные лексические нормы
Стилистическая окраска слова
Речь правильная. Основные грамматические нормы
Речевой этикет: нормы и традиции
Проверочная работа № 2
РАЗДЕЛ «РЕЧЬ. ТЕКСТ»
Язык и речь
Средства выразительности устной речи
Формы речи: монолог и диалог
Текст и его строение
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения
Средства связи предложений и частей текста
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Просьба, извинение
Официально-деловой стиль. Объявление

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35

Публицистический стиль. Устное выступление
Язык художественной литературы. Литературная сказка
Язык художественной литературы. Рассказ
Особенности языка фольклорных текстов
Проверочная работа № 3

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».