Рабочая программа Родной русский язык 9 класс 2021-2022

Рабочая программа
по предмету «русский родной язык»
(базовый уровень)
9 класс

Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Светлана Витальевна

Санномыск
2021 г.

Программа соответствует учебнику: М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева,
И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых «Русский родной язык», 9 класс – 2018
г. В данной программе на изучение русского родного языка отводится 1 час в неделю, из
расчета 34 учебных недели – 34 часа.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей

русского

народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)достаточный
объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и
планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные
проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности
на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать
учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать
целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в
соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,

условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы
на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с
педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для
оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя
причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные
средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в
текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных

характеристик

продукта/результата;

устанавливать

связь

между

полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
4.Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение
соответствующего

инструментария

для

выполнения

учебной

задачи;

свободно

пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей
деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии
с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе

оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и
планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно
определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности; (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления
(ослабления

проявлений

психофизиологической

утомления),

реактивности).

эффекта

активизации

демонстрировать

приемы

(повышения
регуляции

психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по
определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и

исследовательской

деятельности

(приводить

объяснение

с

изменением

формы

представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и
знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать
абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе
условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и
информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели
с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему,
алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство:
прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и
реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
3.Смысловое

чтение.

Обучающийся

сможет:

находить

в

тексте

требуемую

информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании
текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать
взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею
текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст

(художественный

и

нехудожественный

–

учебный,

научно-популярный,

информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста
4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников

для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со
своей деятельностью
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные
роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять
свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку
зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг
с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в
соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства
в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его
с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства

(средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о
достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ) Обучающийся сможет: целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных

языков

в

соответствии

с

условиями

коммуникации;

использовать

компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных

и

коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом
этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий,

соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной

безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
•

владеть

навыками

различных

видов

чтения

(изучающим,

ознакомительным,

просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
•

адекватно

понимать,

интерпретировать

и

комментировать

тексты

различных

функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально - смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех
же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы
бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях
и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

1

Ключевые слова русской культуры

2

4

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

5

Развитие русского языка как закономерный процесс

1

6

Основные тенденции развития современного русского языка

1

7

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

1

8

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

1

9

Переосмысление значений слов в современном русском

1

10

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном
языке
Проверочная работа № 1 (представление
проектов,
результатов
исследовательской работы)
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1

1
2-3

11

1

12-13

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

2

14-15

Лексические нормы современного русского литературного языка

2

16-19

Грамматические нормы современного русского литературного языка

4

20

Речевой этикет в деловом общении

1

21

Правила сетевого этикета

1

22

Проверочная работа №
2 (представление
результатов исследовательской работы)

проектов,

1

РАЗДЕЛ 3. РЕЧЬ.ТЕКСТ
23-24

Русский язык в Интернете

2

25-26

Виды преобразования текстов

2

27

Разговорная речь. Анекдот, шутка

1

28

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

1

29

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

1

30

Публицистический

1

31-32
33
34

стиль. Проблемный очерк

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

2

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов
исследовательской работы)
РЕЗЕРВ

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».