Программа соответствует учебнику «Литературное чтение 3 кл. в 2-х частях» для общеобразовательных учреждений / Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.– 2 – е изд., - М.: Просвещение, 2013. В данной рабочей программе на изучение русского языка в 3 классе отводится 4 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 136 часов в год. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать' различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений; Обучающиеся научатся: осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; бегло, выразительно читать текст; выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 8090 слов в минуту); улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом; составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания; устно рисовать картины к прочитанным произведениям; ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике; научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе; развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); определять сходство и различие произведений разных жанров; использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; высказывать и пояснять свою точку зрения; применять правила сотрудничества; выделять в тексте опорные (ключевые) слова; делать устную презентацию книги (произведения); пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; работать с детской периодикой; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. 2. Содержание учебного предмета Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) Вступительная статья. Самое великое чудо на свете (4 часа) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Устное народное творчество (14часов) Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». Великие русские писатели (24 часа) Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», A.C. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Литературные сказки (8 часов) Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкийы сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Были-небылицы (10 часов) М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха». Люби живое (16 часов) М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов) Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства». По страницам детских журналов (8 часов) Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». Зарубежная литература (8 часов) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. 3. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Тема урока Вводный урок – 1 ч. Введение. Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете (4 ч) Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. Первопечатник Иван Фёдоров Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Устное народное творчество (14 ч) Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка – Бурка» Русская народная сказка «Сивка – Бурка» Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Знакомство названием раздела Проект «Как научится читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой …» И.С. Никитин «Полно, степь моя …». И.С. Никитин «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство». И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») Оценка достижений. Великие русские писатели (24 ч) Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». А.С.Пушкин. Лирические стихотворения А.С.Пушкин «Зимнее утро» А.С.Пушкин «Зимний вечер» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове И. А. Крылов «Мартышка и Очки» И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» И. А. Крылов «Ворона и Лисица» М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения Л. Н. Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Прыжок» Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов Оценка достижений. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово» И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений Литературные сказки (8 ч) Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника) Были-небылицы (10 ч) Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон». А.И. Куприн «Слон». А.И. Куприн «Слон». Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..» Саша Чёрный «Воробей», «Слон» А.А. Блок «Ветхая избушка» А.А. Блок «Сны», «Ворона» С.А. Есенин «Черёмуха» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь1». Оценка достижений Люби живое (16 ч) Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась» В.И. Белов «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». Б.С. Житков «Про обезьянку». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка» В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Урок-конференция «Земля - наш дом родной» Оценка достижений Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А.Л. Барто «Разлука» А.Л. Барто «В театре». С.В. Михалков «Если», «Рисунок» Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») Оценка достижений Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) Знакомство с названием раздела Б.Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения А.П. Платонов «Цветок на земле». А.П. Платонов «Цветок на земле». А.П. Платонов «Ещё мама». А.П. Платонов «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова». М.М. Зощенко «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача». Н.Н. Носов «Телефон». В.Драгунский «Друг детства» Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений По страницам детских журналов (8 ч) Знакомство с названием раздела. Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Е. Ермолаев «Проговорился», Е. Ермолаев «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы» Г. Остер «Как получаются легенды» Р.Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Зарубежная литература (8 ч) 129 Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции 130, Мифы Древней Греции 131 Мифы Древней Греции 132 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 133 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 134 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 135 Развивающий час по теме «Зарубежная литература». 136 «Брейн -ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). 1 1 1 1 1 1 1 1