Программа соответствует учебнику «Литературное чтение 4 класс» для общеобразовательных учреждений / 3-е издание Москва «Просвещение» 2015 год. В данной рабочей программе на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 102 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 2 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации о книгах; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст; - ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту); - понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; - передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа: - придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; - составлять план к прочитанному; - вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - называть названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков; - читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; - называть не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их пересказывать; - называть более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить; 4 - полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; - развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - определять сходство и различие произведений разных жанров; - использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; - высказывать и пояснять свою точку зрения; - применять правила сотрудничества; - выделять в тексте опорные (ключевые) слова; - делать устную презентацию книги (произведения); - пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; - работать с детской периодикой; - расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. 2. Содержание учебного предмета Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. содержание. Словарь. Летописи, былины, жития (9 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царъграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И 5 вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий». Чудесный мир классики (17 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование...» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. Поэтическая тетрадь №1 (7 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. 6 И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Литературные сказки (12 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Делу время – потехе час (7 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Страна детства (7 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Поэтическая тетрадь№2 (3 часа) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. 7 С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...» «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Природа и мы (11 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Проект »Природа и мы». Поэтическая тетрадь №3 (5 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Родина (5 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Проект: «Они защищали Родину». Страна Фантазия (6 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. 8 Зарубежная литература (12 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. 3. Тематическое планирование №п/п Название раздела, темы Количество часов Введение(1ч) 1 Введение. Знакомство с учебником. 1 Летописи, былины, сказания, жития (9ч) 2 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из 1 летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» 3 Сравнение текста летописи и исторических источников 1 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» 4 Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина 1 «Песнь о вещем Олеге» 5 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» 1 6 Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой 1 7 Сергий Радонежский – святой земли Русской. 1 8 Житие Сергия Радонежского 1 9 Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». 1 10 Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических 1 событий». Чудесный мир классики (17 ч) 11 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. 1 П.П. Ершов «Конек – Горбунок» 12 П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. 9 1 13 П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев. 1 14 А. С. Пушкин «Няне» А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей 1 очарованье!.. 15 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1 16 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 Характеристика героев 17 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление 1 сказки на части 18 М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» 1 19 М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб» 1 20 М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб». Сравнение мотивов русской и 1 турецкой сказок 21 М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев 1 22 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой «Детство» 1 23 Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня 1 24 А. П. Чехов «Мальчики» 1 25 А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего 1 времени 26 Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» 1 27 Оценка достижений 1 Поэтическая тетрадь № 1 (7ч) 28 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. 1 И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» 29 А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки» 1 30 Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» 1 А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения 31 И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов 1 «Школьник» 32 Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки.» 1 И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина 33 Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1» 1 34 Оценка достижений 1 Литературные сказки (12 ч) 35 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. 10 1 36 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. 1 37 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного 1 литературного жанра. 38 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста 1 39 П.П. Бажов «Серебряное копытце» . 1 40 П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в 1 авторском тексте 41 П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного 1 произведения 42 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 43 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения 1 44 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части 1 45 Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» 1 46 Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие 1 Делу время – потехе час (7 ч) 47 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. 1 Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 48 В. Ю. Драгунский «Главные реки» 1 49 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 1 50 В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка 1 51 В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование 1 произведения 52 Обобщающий урок «Делу время – потехе час» 1 53 Оценка достижений 1 Страна детства (7 ч) 54 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. 1 Житков «Как я ловил человечков». 55 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения 1 56 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 57 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное 1 сопровождение произведения 58 М.М. Зощенко «Ёлка» 1 59 Обобщающий урок «Страна детства» 1 60 Оценка достижений 1 Поэтическая тетрадь №2 (3 ч) 11 61 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. 1 Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» 62 С. А. Есенин «Бабушкины сказки» 1 63 М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» 1 Природа и мы ( 11 ч) 64 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. 1 Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» 65 Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе 1 66 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 67 А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя 1 произведения 68 М.М. Пришвин «Выскочка» 1 69 М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании 1 поступка 70 Е. И. Чарушин «Кабан» 1 71 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа 1 72 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана 1 73 Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» 1 74 Проект «Природа и мы». Оценка достижений. 1 Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч) 75 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. 1 Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» 76 Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Лебедушка» 1 77 С.А. Есенин «Лебедушка» 1 78 Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» 1 79 Оценка достижений. 1 Родина (5ч) 80 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. 1 Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте 81 С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком 1 блеске…» 82 Обобщающий урок «Родина» 1 83 Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» 1 Проект «Они защищали Родину» 84 Оценка достижений 1 12 Страна фантазия (6 ч) 85 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. 1 С. Велтистов «Приключение Электроника» 86 Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического 1 жанра 87 К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического 1 жанра 88 К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов 1 фантастического жанра 89 Путешествие по стране Фантазии 1 90 Оценка достижений 1 Зарубежная литература (12 ч) 91 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. 1 Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. 92 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой 1 литературы. 93 Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка 1 94 Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. 1 95 Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев 1 96 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 1 97 М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки 1 98 С. Лагерлёф «Святая ночь» 1 99 С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда 1 100 Контрольная работа за 2 полугодие 1 101 Обобщающий урок «Зарубежная литература» 1 102 Урок – игра «Литературные тайны» 1 13