Программа соответствует учебнику «Русский язык 4 класс» для общеобразовательных учреждений // В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого - М. : Просвящение, 2013 год В данной рабочей программе на изучение русского языка в 4 классе отводится 4 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 136 часов в год. 1. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств и средств познавательных задач. 2 для решения коммуникативных и Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык» Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 3 Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Обучающийся научится: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; разбирать простое предложение с однородными членами; ставить запятую между однородными членами в изученных случаях; оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); писать обучающее изложение доступного текста; списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы; производить разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз); определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных; производить морфологический разбор доступных слов; давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; понимать влияние ударения на смысл слова; различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове; устанавливать связь слов в предложении по вопросам; 4 производить элементарный синтаксический разбор предложения; различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Обучающийся получит возможность научиться: орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы; проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять именаприлагательные по родам; изменять глаголы по временам; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений; интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации; вычленять в предложении основу и словосочетания; производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами; определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; определять тип текста; писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. 5 2. Содержание учебного курса Повторение изученного (9 ч) Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение (8ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово в языке и речи (14 ч) Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). 6 Имя существительное (33 ч) Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Имя прилагательное (22 ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательныхсинонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. 7 Местоимение (7 ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол (27 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголовантонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). Повторение изученного ( 1 8 ч ) Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текстаповествования, текста-описания, текста-рассуждения. 8 Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. 2. Тематическое планирование №п/п Название раздела, темы Количество часов Повторение (9ч) 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) Наша речь и наш язык 1 2 Язык и речь. Формулы вежливости. 1 3 Текст и его план. Типы текстов. 1 4 Подробное изложение повествовательного текста по коллективно 1 составленному плану 5 Предложение как единица речи. 1 6 Виды предложений по цели высказывания и по интонации 1 7 Диалог. Обращение 1 8 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. 1 Словосочетания. 9 Контрольный диктант по теме «Повторение» 1 Предложение (8ч) 10 Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие). 9 1 11 Знаки препинания с однородными членами, соединённые интонацией 1 перечисления. 12 Запятая между однородными членами предложения, соединёнными 1 союзами. Наши проекты. 13 Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» 1 14 Простые и сложные предложения. Связь между простыми 1 предложениями в сложном. 15 Сложное предложение и предложение с однородными членами. 1 16 Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно 1 составленному плану. 17 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 Слово в языке и речи (14ч) 18 Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. 1 Заимствованные слова. Устаревшие слова Словарный диктант 19 Синонимы. Антонимы. Омонимы 1 20 Фразеологизмы. Контрольное списывание 1 21 Состав слова. Значимые части слова. Распознавание значимых частей 1 слова. 22 Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. 1 23 Правописание гласных и согласных в корне слова 1 24 Правописание гласных и согласных в корне слова, удвоенные согласные 1 в словах. 25 Правописание приставок и суффиксов. Слова с Ъ и Ь знаком. 1 26 Обучающее изложение. 1 27 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. 1 28 Имя существительное и прилагательное, числительное и глагол. 1 29 Правописание наречий. 1 30 Сочинение-отзыв по репродукции по репродукции картины 1 В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 31 Контрольный диктант по теме «Части речи» 1 Имя существительное (33ч) 32 Упражнение в распознавании именительного, родительного 1 винительного падежей имен существительных. 33 Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах. 10 1 34 Упражнение в различении имен существительных в творительном и 1 предложных падежах. 35 Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. 1 Несклоняемые имена существительные. 36 Упражнения в распознавании имен существительных 1-го склонения. 1 37 Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». 1 38 Работа над ошибками. 2- е склонение имен существительных. 1 39 Упражнения в распознавании имен существительных 2-го склонения. 1 40 Упражнения в распознавании имён существительных 3-го склонения 1 41 Три склонения. Алгоритм определения склонения. 1 42 Обучающее изложение. 1 43 Анализ изложения. Падежные окончания 1,2,3 склонения имён 1 существительных. Именительный и винительный падежи имён существительных 44 Падежные окончания имён существительных в родительном падеже 1 45 Падежные окончания одушевлённых имён существительных в 1 именительном, родительном и винительном падежах 46 Падежные окончания имён существительных в дательном падеже 1 47 Словарный диктант. Падежные окончания имён существительных в 1 родительном и дательном падежах 48 Падежные окончания имён существительных в творительном падеже 1 49 Тест. Падежные окончания имён существительных в творительном 1 падеже 50 Падежные окончания имён существительных в предложном падеже 1 51 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 во всех падежах 52 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 во всех падежах 53 Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина 1 «Кружевница» 54 Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён 1 существительных в единственном числе» 55 Работа над ошибками. Склонение имён существительных во 1 множественном числе 56 Падежные окончания имён существительных множественного числа в 11 1 именительном падеже 57 Падежные окончания имён существительных множественного числа в 1 родительном падеже. Словарный диктант 58 Винительный падеж одушевлённых имён существительных. 1 59 Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно 1 составленному плану 60 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён 1 существительных во множественном числе. 61 Винительный и родительный падежи одушевлённых имён 1 существительных. Проект. 62 Падежные окончания имён существительных множественного числа в 1 дательном, творительном, предложном падежах 63 Контрольный диктант за первое полугодие. 1 64 Работа над ошибками. Проверочная работа. 1 Прилагательные (22ч) 65 Работа над ошибками Имя прилагательное как часть речи. 1 66 Род и число имён прилагательных 1 67 Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая 1 игрушка» 68 Склонение имён прилагательных. 1 69 Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика 1 Морозов» 70 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего 1 рода в единственном числе. Именительный падеж 71 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего 1 рода в единственном числе. Родительный падеж 72 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в 1 единственном числе. Дательный падеж. 73 Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и 1 среднего рода 74 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» 1 А.С.Пушкина». Выборочное изложение. 75 Анализ изложения. Правописание прилагательных мужского среднего 1 рода и их падежных окончаниях. 76 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. 12 1 77 Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. 1 Родительный, дательный, творительный, предложный падежи 78 Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. 1 79 Изложение описательного текста. 1 80 Анализ изложения Склонение имён прилагательных во множественном 1 лице. 81 Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» 1 82 Склонение имён прилагательных во множественном числе. 1 Именительный и винительный падежи 83 Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный 1 и предложный падежи. Словарный диктант 84 Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря 1 «Февральская лазурь» 85 Обобщение по теме «Имя прилагательное» Проверка знаний. 1 86 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1 87 Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль 1 местоимения в речи 88 Изменение личных местоимений 1-го, 2–го, 3-го лица по падежам. 1 89 Изменение по падежам личных местоимений. 1 90 Подробное изложение повествовательного текста с элементами 1 описания. 91 Контрольный диктант по теме «Местоимение» 1 92 Работа над ошибками. Проверочная работа по разделу «Местоимение» 1 Глагол (26ч) 93 Изменение глаголов по временам. 1 94 Неопределённая форма глагола 1 95 Изменение глаголов по временам. 1 96 Письменное изложение по самостоятельно составленному плану 1 97 Анализ изложения. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и 1 будущего времени в единственном числе 98 Спряжение глаголов. Словарный диктант. 1 99 Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая 1 вода» 100 I и II спряжение глаголов будущего времени 1 101 Наши проекты. 1 13 102 Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и 1 будущего времени. 103 Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и 1 будущего времени. 104 Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и 1 будущего времени. 105 Возвратные глаголы (общее представление) 1 106 Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Словарный 1 диктант 107 Сочинение по сюжетным картинкам 1 108 Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени. 1 Морфологический разбор глагола 109 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени 1 110 Правописание безударного суффикса в глаголах в прошедшего времени. 1 111 Обобщение по теме «Глагол» 1 112 Изложение повествовательного текста по вопросам. 1 113 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 114 Работа над ошибками Обобщение по теме «Глагол» 1 115 Итоговая контрольная работа 1 116 Работа над ошибками. 1 117 Проверочная работа по теме «Глагол». 1 118 Анализ изложения и проверочной работы 1 Повторение (18ч) 119 Язык, текст и речь. 1 120 Предложение и словосочетание. 1 121 Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием 1 123 Работа над ошибками. Текст 1 124 Лексическое значение слова. 1 125 Подробное изложение повествовательного текста цитатному плану. 1 126 Анализ изложения. Состав слова. 1 127 Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь» 1 128 Работа над ошибками. Части речи. 1 129 Итоговая контрольная работа 1 130 Работа над ошибками. Правописание орфограмм в значимых частях 1 слова 14 131 Правописание орфограмм в значимых частях слова 1 132 Части речи. Признаки частей речи 1 133 Имя существительное. Имя прилагательное 1 134 Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол 1 135 Служебные части речи 1 136 Итоговый урок. Подведём итоги 1 15