Программа соответствует учебнику «Русский родной язык. 4 кл.» для общеобразовательных учреждений /О.М. Александрова – 2 – е изд., - М.: Просвещение, 2019. В данной рабочей программе на изучение родного русского языка в 4 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: • осознание своей гражданской и национальной принадлежности; • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений; • осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи; • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе; • эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам. Обучающийся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении; • личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута; • способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями; • способности понимать чувства других людей и сопереживать им; • ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде. Метапредметные Регулятивные Обучающийся научится на доступном уровне: • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания; 2 • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения; • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками; • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы; • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания; • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.; • регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями. Познавательные Обучающийся научится: • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание; • предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников; • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем; • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения); • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; 3 • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов); Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; самостоятельно делать выводы; • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации. Коммуникативные Обучающийся научится: • понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; • передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций; • владеть диалоговой формой речи; Обучающийся получат возможность научиться: • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; • при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; Предметные Обучающийся научится: • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста; • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные; • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения); • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; 4 • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах; • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков; • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать); • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах; • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. Обучающийся получит возможность научиться: • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания; • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.); • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • оценивать уместность и точность использования слов в тексте; • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.; • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях. 5 2. Содержание учебного предмета Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Язык в действии (6 часов) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Секреты речи и текста (14 часов) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, 6 уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Закрепление изученного. 3. Тематическое планирование № Тема урока урока Количество часов Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) 1 Не стыдно не знать, стыдно не учиться 1 2 Не стыдно не знать, стыдно не учиться 1 3 Вся семья вместе, так и душа на месте 1 4 Вся семья вместе, так и душа на месте 1 5 Красна сказка складом, а песня – ладом 1 6 Красна сказка складом, а песня – ладом 1 7 Красна сказка складом, а песня – ладом 1 8 Красное словцо не ложь 1 9 Красное словцо не ложь 1 10 Красное словцо не ложь 1 11 Язык языку весть подаёт 1 12 Язык языку весть подаёт 1 13 Язык языку весть подаёт 1 14 Представление результатов проектных заданий, выполненных при 1 изучении раздела Язык в действие (6 ч) 15 Трудно ли образовывать формы глагола? 1 16 Трудно ли образовывать формы глагола? 1 17 Можно ли об одном и том же сказать поразному? 1 18 Можно ли об одном и том же сказать поразному? 1 19 Как и когда появились знаки препинания? 1 20 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 1 Секреты речи и текста (14 ч) 21 Задаём вопросы в диалоге 1 7 22 Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста 1 23 Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста 1 24 Учимся составлять план текста 1 25 Учимся составлять план текста 1 26 Учимся пересказывать текст 1 27 Учимся пересказывать текст 1 28 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 29 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 30 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 31 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 32 Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем 1 разные тексты об одном и том же» 33 Закрепление изученного 1 34 Закрепление изученного 1 8