Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 4 класс 2021-2022

Программа соответствует учебнику «Русский родной язык. 4 кл.» для
общеобразовательных учреждений /О.М. Александрова – 2 – е изд., - М.: Просвещение,
2019.
В данной рабочей программе на изучение родного русского языка в 4 классе
отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
•

осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

•

восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи
развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций
своего народа, семейных отношений;

•

осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание
богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств,
особенностей народной русской речи;

•

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

•

способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и
письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и
неуспешности в учёбе;

•

эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам. Обучающийся получат
возможность для формирования:

•

чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

•

эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

•

личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

•

способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями;

•

способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

•

ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия
для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
2

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
• руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим
стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать
устные и письменные высказывания;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности)
с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми
жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником
и др.;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями.
Познавательные
Обучающийся научится:
• ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
• предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять
существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию,
полученную из различных источников;
• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для
понимания слушателем;
• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том
числе, с однородными членами предложения);
• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка:
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
3

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений,
текстов);
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей; самостоятельно делать выводы;
• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
• владеть диалоговой формой речи; Обучающийся получат возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
• при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных
задач;
Предметные
Обучающийся научится:
• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели
высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные,
побудительные, восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний
имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов,
употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление
знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными
второстепенными членами предложения);
• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных,
глаголов;
4

• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при
глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90
слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения
информации (уметь читать);
• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и
письменной формах;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как
часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ
предложений для выбора знаков препинания;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю
учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного
решения коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак
предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь
слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых
ситуациях.
5

2. Содержание учебного предмета
Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих
общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Секреты речи и текста (14 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
6

уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Закрепление изученного.
3. Тематическое планирование
№

Тема урока

урока

Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

3

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

4

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

5

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

6

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

7

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

8

Красное словцо не ложь

1

9

Красное словцо не ложь

1

10

Красное словцо не ложь

1

11

Язык языку весть подаёт

1

12

Язык языку весть подаёт

1

13

Язык языку весть подаёт

1

14

Представление результатов проектных заданий, выполненных при

1

изучении раздела
Язык в действие (6 ч)
15

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

16

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

17

Можно ли об одном и том же сказать поразному?

1

18

Можно ли об одном и том же сказать поразному?

1

19

Как и когда появились знаки препинания?

1

20

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Секреты речи и текста (14 ч)
21

Задаём вопросы в диалоге

1
7

22

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

23

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

24

Учимся составлять план текста

1

25

Учимся составлять план текста

1

26

Учимся пересказывать текст

1

27

Учимся пересказывать текст

1

28

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

29

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

30

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

31

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

32

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем

1

разные тексты об одном и том же»
33

Закрепление изученного

1

34

Закрепление изученного

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».