Рабочая программа по предмету технология 4 класс 2021-2022

Программа соответствует учебнику «Технология» 4 класса» Роговцева Н. И.;
Москва, «Просвещение» 2014.
В данной рабочей программе на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час
в неделю из расчета 34 учебных недели – 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
2

цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Обучающийся научится
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовой деятельности и её значению в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
3

техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарным общим правилам создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережному отношению к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализу задания, организации рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса.
Рациональному размещению на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени.
Отбору и анализу информации (из учебника и других дидактических материалов), её
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в
малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарной творческой и проектной деятельности (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целополагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
Культуре межличностных отношений в совместной деятельности.
Результату проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы
для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для
использования в учебной деятельности и т. п.
Выполнению доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнению элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
Общим понятиям о материалах, их происхождении.
Исследованию элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразию материалов и их практическое применение в
жизни.
Подготовке материалов к работе.\
4

Экономное расходование материалов. Выбору и замене материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов (знанию
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Обучающийся получит возможность научиться
Общему представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называнию, и выполнению основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу,
копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей
(отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей
(сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное,
винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация
и др.).
Грамотному заполнению технологической карты. Выполнению отделки в
соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России
(растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведению измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная,
осевая, центровая, разрыва).
Чтению условных графических изображений. Разметки деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз.
Изготовлению изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится
Общему представлению о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление).

5

Понятию о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей. Основным требованиям к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Обучающийся получит возможность научиться
Конструированию и моделированию изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.)
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится;
Сбору информации, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,
общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора.
Обучающийся получит возможность научиться:
Простейшим приёмам поиска информации: по ключевым словам, каталогам.
Соблюдению безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам.
Работе с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (СО).
Работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема,
рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Созданию небольшого
текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование
рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
2.Содержание учебного предмета
Как работать с учебником (1 ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и
инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания
выполнения работы.
Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный вагон
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов
разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.

6

Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки
вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом
изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор,
хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Полезные ископаемые
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и
расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой
вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Малахитовая шкатулка.
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов
искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).
Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа:
изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия:
поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессии: мастер по камню.
Автомобильный завод
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация
бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из
слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке
изделия).
Монетный двор
Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать
новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять
технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с
соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.
Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями
профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству
фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Швейная фабрика
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи
сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов
технологического процесса швейного производства.
7

Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами,
циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства,
утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало,
транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений
самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и
выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой,
ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия.
Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Понятия: мягкая игрушка.
Обувное производство
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для
производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим
процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как
снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви
из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах
бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь,
обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические
материалы, модельная обувь, размер обуви.
Деревообрабатывающие производства
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом
и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды
пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины.
Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление
изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной.
Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура,
нож-косяк.
Кондитерская фабрика
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий,
технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада
из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских
фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке.
Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при
приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер,
8

технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао - тертое, какао-масло,
конширование.
Бытовая техника
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила
эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием
простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.
Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной
лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж».
Абажур/ плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик,
электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник
электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур,
витраж. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных
приборов»».
Тепличное хозяйство
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование
информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за
растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в
домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат,
рассада, агротехника.
Человек и вода (3 ч)
Водоканал
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и
растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со
способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение
количества расходуемой воды при помощи струи метра.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Порт
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение
способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого,
якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное
крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления
морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный
врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
9

Узелковое плетение
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике
«макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение
способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.
Человек и воздух (3 ч)
Самолетостроение. Ракетостроение.
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических
ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление
модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим
конструктором.
Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета,
искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракетоноситель
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты.
Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из
картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат.
Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея.
Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона
сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (6 часов)
Создание титульного листа
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы
передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания
книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и
использование её особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия:
издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская
обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок,
переплётная крышка, титульный лист.
Работа с таблицами
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе
MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги

10

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на
компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как
итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков
нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой.
Осмысление значенияразличных элементов в структуре переплета (форзац, слизура).
Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Итоговый урок
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание
своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ,
выбор лучших. Выставка работ.
3. Тематическое Планирование
№.
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока

Количество часов

Введение (1ч)
Как работать с учебником. Материалы и инструменты.
Технологические карты и критерии выполнения работ.
Основные понятия на уроках технологии
Человек и земля (21 ч)
История развития железных дорог России. Модель вагона из
бумаги и картона. Построение чертежа развёртки изделия.
Изделие «Кузов вагона».
Вагоностроительный завод.
Изделие «Пассажирский вагон».
Полезные ископаемые. Буровая вышка. Основные элементы
конструкции.
Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка из
пластилиновых полос.
КамАЗ. Кузов грузовика. Понятие о конвейерном
производстве,
Автомобильный завод
Монетный двор. Стороны медали. Медаль. Тиснение из
фольги.
Монетный двор.
Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза.
Фаянсовый завод. Ваза.
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка»
Мягкая игрушка. Технологический процесс изготовления.
Новогодняя игрушка «Птичка».
Обувное производство. Модель детской летней обуви.
Размер личной обуви.
11

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16

17
18
19
20
21
22

Обувное производство. Модель детской летней обуви.
Размер личной обуви.
Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для
растений . Обработка шлифовальной шкуркой. Соединение
столярным клеем.
Кондитерская фабрика, профессии
Кухонная посуда, инвентарь.
Бытовая техника, электрооборудование.
Абажур. Сборка настольной лампы
Тепличное хозяйство. Виды теплиц
Профессии. Цветы для клумбы.

1
1

1
1
1
1
1
1

Человек и вода (3ч)

23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Водоканал. Фильтр для очистки воды.
Профессии. Канатная лестница
Виды узлов. Техника выполнения узла
Человек и воздух (3ч)
Самолетостроение. Самолет из деталей конструктора
Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель»
Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие:
«Воздушный змей»
Человек и информация (6 ч)
Создание титульного листа книги.
Работа на компьютере. Таблицы.
Создание содержания книги. Практическая работа №4:
«Содержание»
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник
путешественника»
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник
путешественника»
Обобщение изученного материала

12

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».