Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства об

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33,
ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43,
ст. 5976), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с
изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9
февраля 2015 г., регистрационный N 35953).
Министр

Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2016 г.
Регистрационный N 41020
Приложение
Изменения,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578)
1. Дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также,
при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение
самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с
использованием специального оборудования;
способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия
в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.".
2. Дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
"8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных
и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу,
социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске
информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую
информацию из различных источников.".
3. Пункт 9.1 изложить в следующей редакции:
"9.1. Русский язык и литература
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и
социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир
человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку
Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через
него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности
к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с

нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"
включают результаты изучения учебных предметов:
"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний
о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся:
сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных,
письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные
мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
"Русский язык", "Литература" (углубленный уровень) - требования к предметным
результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся
системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5)
сформированность
умений
лингвистического
анализа
текстов
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и
теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в
произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной
критики.".
4. Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить.
5. Дополнить новыми пунктами 9.2 и 9.3 следующего содержания:
"9.2. Родной язык и родная литература
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные
темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания
культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание
исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература"
(базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
родного языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение

и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление
к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
9.3. Иностранные языки
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" включают
предметные результаты изучения учебных предметов:
"Иностранный язык", "Второй иностранный язык" (базовый уровень) - требования к
предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для
успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в
современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и
умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного
языка, так и с предоставителями других стран, использующими данный язык как средство
общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения
информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
"Иностранный язык", "Второй иностранный язык" (углубленный уровень) - требования к
предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый,
достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;
2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с
несложными текстами в русле выбранного профиля;
3) владение иностранным языком как одним из средств формирования
учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.".
6. Пункты 9.2 - 9.5 считать соответственно пунктами 9.4 - 9.7.
7. Подраздел "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" (базовый
уровень) пункта 9.5 дополнить подпунктами 9 и 10 следующего содержания:
"9) для слепых и слабовидящих обучающихся:
овладение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
овладение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных
изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и другое;
наличие умения выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки,
читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять
специальные приспособления для рельефного черчения ("Драфтсмен", "Школьник");
овладение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на
экране персонального компьютера, умение использовать персональные тифлотехнические средства
информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
10) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
овладение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и
умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и
сенсорных нарушений;
наличие умения использовать персональные средства доступа.".
8. В пункте 9.6:
а) подраздел "Физика" (базовый уровень) дополнить подпунктом 7) следующего
содержания:
"7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).";
б) подраздел "Химия" (базовый уровень) дополнить подпунктами 7 и 8 следующего
содержания:
"7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными
доступными методами научного познания;
8) для слепых и слабовидящих обучающихся овладение правилами записи химических
формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.".
9. Подраздел "Физическая культура" (базовый уровень) пункта 9.7 дополнить подпунктами 6
и 7 следующего содержания:
"6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе
формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах,
приборах и их применении в повседневной жизни;
7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных
нарушений;
овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

овладение
доступными
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых
видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.".
10. Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:
"18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
3) тематическое планирование.".
11. В пункте 18.3.1:
абзацы восьмой - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные предметы:
"Русский язык", "Литература" (базовый и углубленный уровни).
Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные предметы:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень).";
ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзацы восьмой одиннадцатый" имеется в виду "абзацы девятый - одиннадцатый"
абзацы двенадцатый - тридцать третий считать соответственно абзацами тринадцатым тридцать четвертым;
в абзаце тридцать девятом цифры "9 (10)" заменить цифрами "10 (11)", слова ""Русский язык
и литература"" заменить словами ""Русский язык", "Литература"".
12. Пункт 22 дополнить абзацем следующего содержания:
"Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая
адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована
педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и
методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».