Пояснительная записка. 1. Учебный план начального общего образования МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» (далее – учебный план) является компонентом образовательной программы школы (пункт 9 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, определяющих перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2. Учебный план сформирован в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах: 2.1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 2.2. Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования утвержденная на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020 г. 2.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями и дополнениями от 06.10.2009; 2.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015) с дополнениями и изменениями; 2.4. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240 – V; 2.5. Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992 № 221XII; 2.6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 776; Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Санномыская средняя общеобразовательная школа» ориентирован на 33 учебные недели для обучающихся 1 класса и 34 учебные недели для обучающихся 2 – 4 классов. На основе учебного плана организован учебно-воспитательный процесс для 1класса по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену (вариант 1), для 2 – 4 классов по шести дневной учебной неделе в первую смену (вариант 2). Обучение организуется по классно-урочной системе. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой образовательных отношений, в совокупности не превышает участниками величину недельной образовательной нагрузки: в 1- ом классе – 21 час; во 2 - 4 – ом классах по 26 часов Объем времени на выполнение домашних заданий: во 2-3-х классах – 1,5 ч, в 4-х классах – 2 ч. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, без домашних заданий, обучение во 2 – ом классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, без домашних заданий 1 – ю четверть. Учебный план для обучающихся 1 – 4 классов состоит из двух частей: Обязательная часть; Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию, интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Обязательная часть учебного плана начального общего образования представлена следующими предметными областями и обязательными учебными предметами: Предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В первом полугодии I класса предмет «Русский язык» представлен курсом «Обучение грамоте. Письмо», предмет «Литературное чтение» - курсом «Обучение грамоте. Чтение». Систематическое изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» начинается во втором полугодии. В классном журнале на соответствующих страницах курс «Обучение грамоте» в 1 полугодии записывается как «Русский язык (обучение письму)» и «Литературное чтение (обучение чтению)». Учебный предмет «Русский язык»: с 1 по 4 классы – 4 часа, «Литературное чтение» – 3 часа в неделю. Во 2-3 классах учебный предмет «Русский язык» составляет 5 часов в неделю, из них 1 час реализован на предмет «Родной (русский) язык». В 4 классе учебный предмет «Русский язык составляет 5 часов в неделю, из них 1 час реализован на предмет «Родной (русский) язык». Учебный предмет «Литературное чтение» составляет 4 часа в неделю, из них 1 час реализован на предмет «Литературное чтение на родном языке». С целью выполнения требований учебной программы учебный предмет «Литературное чтение» во 2, 3 классах дополняется 1 часом из части, формируемой участниками образовательных отношений. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является обязательной. В связи с этим с 1 по 4 классы вводится изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в объеме 1 часа, учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» в объеме 1 часа. Предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет «Английский язык» в объеме 2 часов в неделю во 2 – 4 классах. Предметная область «Математика и информатика» в 1 - 4 классах представлена обязательным учебным предметом «Математика» - 4 часа в неделю, предметная область «Обществознание и естествознание» включает учебный предмет «Окружающий мир» и изучается, как обязательный предмет по 2 часа в неделю. Предмет интегрирован с основами безопасности жизнедеятельности и правилами дорожного движения с целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год) в 4 классе, с целью формирования у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) и учащимися, на основании заявлений родителей/законных представителей. В 2021 – 2022 учебном году решением родительского собрания от 27.04.2021 года Протокол № 5 выбран модуль «Основы мировых религиозных культур». Система оценивания – зачёт/не зачёт. В предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю). Предметная область «Технология» в 3-4 классах реализован через учебный предмет «Технология» 1 час в неделю. С целью приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности, использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, включая учебный предмет «Математика», которому отводится ведущая интегрирующая роль, учебный предмет «Технология» содержит раздел «Практика работы на компьютере», Предметная область «Физическая культура» представлен учебным предметом «Физическая культура» 3 часа в неделю и изучается в объеме 3-х часов в неделю. Предмет вводится для изучения с целью укрепления здоровья, содействия гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся, развитию жизненно важных двигательных умений и навыков, формированию опыта двигательной деятельности, овладения общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга, в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и использовано на: - учебный предмет «Бурятский язык». Предмет изучается со 2-го по 4-й классы по 2 часа в неделю. Этнокультурная часть учебного плана реализуется во внеурочной деятельности, через кружок «Юный краевед» в 3- 4 классах по 1 часу в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ I-IV класс Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной (русский) язык Литературное чтение на родном языке Английский язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего 4 3 4 3 4 3 4 3 16 12 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12 Итого 21 23 23 24 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 2 2 2 Литературное чтение 1 1 Итого 21 26 26 26 Итого предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5- дневной учебной 21 неделе Итого предельно допустимая аудиторная 26 26 26 учебная нагрузка при 6- дневной учебной неделе Внеурочная деятельность 91 6 2 99 21 78 Внеурочная деятельность. - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: - спортивно- оздоровительное; - духовно- нравственное; - социальное; - общеинтеллектуальное; - общекультурное. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Данное направление реализуется через секцию «Веселый мяч» в 1-4 классах. Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Данное направление реализуется через игру-путешествие под названием «Юный краевед» в 3-4 классах, «Родное слово» в 1 классе. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. В этом поможет студия - «Дарим людям красоту и радость»» и «Азбука безопасности» в 1-4 классах. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Данным видом общеинтеллектуального направления является «Основы финансовой грамотности в начальной школе», которое выявляет развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Данные направления реализуются через кружки «Я – рисую», «Волшебная мастерская», «Веселые нотки». По данным направлениям для обучающихся 1-4 классов организованы занятия внеурочной деятельностью с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную деятельность, художественное творчество, трудовую деятельность, спортивно-оздоровительную деятельность, научные сообщества и др. Внеурочная деятельность учащихся включает в себя: - регулярные внеурочные занятия; - нерегулярные внеурочные занятия. Нерегулярные внеурочные занятия включают в себя: занятия в кружках, секциях в ОУ, классные часы, внеурочные мероприятия, занятия ГПД, общешкольные мероприятия, мероприятия, проводимые на муниципальном, региональном, федеральном уровнях (участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.). Внеурочная работа ведётся по оптимизационной модели. Продолжительность внеурочной деятельности в течение учебной недели. Максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебным планом, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учѐтом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Продолжительность занятия внеурочной деятельности во 2 - 4 классах составляет 40 минут. В первом классе с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). Продолжительность занятия для обучающихся 1 класса в первой четверти составляет 20 минут, во второй четверти – 25 минут, с третьей четверти – 30 минут. Регулярная внеурочная деятельность. Направления Вид деятельности Спортивная секция Спортивно«Веселый мяч» оздоровительное Духовно-нравственное «Юный краевед» «Родное слово» «Дарим людям красоту и Социальное радость» «Азбука безопасности» Кружок «Я-рисую» Общекультурное Кружок « Волшебная мастерская» Кружок «Весёлые нотки» «Основы Общеинтеллектуальн Кружок финансовой грамотности в ое начальной школе» Итого: 1 2 классы 2 3 2 2 4 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 10 10 10 10 Календарный учебный график 1. Перечень образовательных программ, реализуемых в школе: 1-4 классы – основная образовательная программа начального общего образования. Срок освоения – 4 года. 2. Продолжительность учебного года Начало учебного года – 01 сентября 2021 г. Окончание учебного года: 28 мая 2022 г. Сменность занятий – занятия проводятся в одну смену. Режим работы школы – пятидневная учебная неделя для 1 класса, шестидневная учебная неделя для 2-4 классов. 1 классы – 33 учебные недели 2-4 классы – 34 учебные недели 3. Каникулы в 2021-2022 учебном году Осенние каникулы в 2021-2022 учебном году начнутся 03 ноября 2021 года и закончатся 9 ноября 2021 года. Продолжительность осенних каникул составит 7 календарных дней. Зимние новогодние каникулы в 2021-2022 учебном году начнутся 29 декабря 2021 года и закончатся 12 января 2022 года. Продолжительность зимних каникул составит 15 календарных дней. Весенние каникулы начнутся 25 марта 2022 года и продлятся по 31 марта 2022 года. Продолжительность весенних каникул составит 8 календарных дней. Летние каникулы начнутся с 27 мая 2022 года по 31 августа 2022 года. Дополнительные каникулы для первоклассников будут введены с 07 по 13 февраля 2022 года. Продолжительность каникул в течение учебного года: не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. 4. Регламентация образовательного процесса. Начало учебных занятий – 9 часов 00 минут. Продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый; во 2-11-х классах – 45 минут. Учебный год делится на 4 четверти: I четверть – 9 недель (с 01 сентября по 02 ноября 2021 г); II четверть – 7 недель (с 11 ноября по 28 декабря 2021 г); III четверть для 1 класса составит 9 недель, для 2 – 4 классов – 10 недель (с 13 января по 24 марта 2022 года); IV четверть – 8 недель (с 25 марта по 27 мая 2022 г). 5. Промежуточная аттестация учащихся Предмет Класс, форма проведения 1 математика русский язык 2 3 Дата проведения 4 комплексная итоговая работа 07 апреля 2022 г. окружающий мир литературное чтение русский язык математика Диктант с грамматическим заданием Диктант с грамматическим заданием Контрольная Контрольная 07 апреля 2022 г. ВПР согласно графика Рособрнадзора 13 апреля 2022 г. работа работа ВПР согласно графика Рособрнадзора литературное техника чтение чтения техника чтения техника чтения окружающий мир Диагностическая Диагностическая работа работа английский язык Диагностическая Диагностическая Диагностическая работа работа работа 15 апреля 2022 г. 20 апреля 2022 г. ВПР согласно графика Рособрнадзора 22 апреля 2022 г. Время на промежуточную аттестацию включается в общий объем часов, определенных учебным планом на учебный год. В одном классе в один день проводится только одна контрольно оценочная работа (пункт 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). Контрольно-оценочные процедуры не планируются на уроки после занятий физической культурой (приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10). Разработка и изменения календарного учебного графика относятся к компетенции образовательной организации. 6. Расписание звонков: Режимное мероприятие 1 класс 1-2 четверти 1 урок 9:00-9:35 2-4 классы 3-4 четверти 9:00-9:45 9:00-9:45 перемена 20 минут 10 минут 10 минут 2 урок 9:55-10:30 9:55-10:40 9:55-10:40 перемена 20 минут 20 минут 20 минут (организация питания) (организация питания) (организация питания во 2-4 классах) 3 урок 10:50-11:25 10:50-11:35 10:50-11:35 перемена 25 минут 20 минут 20 минут (организация питания в 5-11 классах) 4 урок 11:50-12:25 12:05-12:50 12:05-12:50 перемена 20 минут 10 минут 10 минут 5 урок 12:45-13:20 13:00-13:45 13:00-13:45 перемена (организация питания) (организация питания) 10 минут (организация питания) 6 урок 13:55-14:40 перемена 5 минут 7 урок 14:45-15:30 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)