МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету
«родной (русский) язык»
2 класс
Борисова Надежда Иннокентьевна
учитель начальных классов
Санномыск
2021 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для 2 класса составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.
Программа
«Родной
(русский)
язык»
является
составляющей
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык»
рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
1.Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных УУД:
●
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
●
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к школе;
●
положительного отношения к урокам русского языка;
●
уважительного отношения к русскому языку как родному языку
русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
●
интереса к языковой и речевой деятельности;
●
представления о многообразии окружающего мира, некоторых
духовных традициях русского народа;
●
представления об этических чувствах (доброжелательности,
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле
и др.);
●
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
регулятивных УУД:
●
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
●
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника,
в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным
материалом;
●
высказывать
своё
предположение
относительно
способов
решения учебной задачи;
●
проговаривать
вслух
последовательность
производимых
действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
памятку или предложенный алгоритм);
●
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих познавательных УУД:
●
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая
познавательную задачу;
●
ориентироваться
в
учебнике
(на
форзацах,
шмуцтитулах,
страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях
учебника);
●
осуществлять
под
руководством
учителя
поиск
нужной
информации в учебнике и учебных пособиях;
●
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в
учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к
учебнику);
●
работать с информацией, представленной в разных формах
(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
●
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию,
находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
●
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы,
модели), в словесную форму под руководством учителя;
●
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
●
составлять
устно
монологическое
высказывание
по
предложенной теме (рисунку);
●
анализировать изучаемые факты языка с выделением их
отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их
частей (под руководством учителя);
●
осуществлять
сравнение,
сопоставление,
классификацию
изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
●
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
●
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения
(предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления
природы, школьные принадлежности и др.);
●
осуществлять
аналогии
между
изучаемым
предметом
и
собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
коммуникативных УУД:
●
слушать собеседника и понимать речь других;
●
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
●
принимать участие в диалоге;
●
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
●
принимать участие в работе парами и группами;
●
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
●
признавать существование различных точек зрения; высказывать
собственное мнение;
●
оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
В конце второго года изучения курса русского родного языка в
начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
•
распознавать
слова,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения
лексического значения слова;
•
понимать
значение
русских
пословиц
и
поговорок,
связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного);
•
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и
текста» научится:
•
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
•
использовать в речи языковые средства для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
•
владеть
различными
приемами
слушания
научно-
познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
•
анализировать
информацию
прочитанного
и
прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
2. Содержание учебного материала
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (16 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (12 ч)
Как
нельзя
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
3.Тематическое планирование.
№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31
32-33
34
Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее
По одёжке встречают…
Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Каша- кормилица наша.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Делу время, потехе час.
В решете воду не удержишь.
Самовар кипит – уходить не велит.
Язык в действии
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение.
Секреты речи и текста
Учимся вести диалог
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Устанавливаем связь предложений в тексте
Создаём тексты – инструкции и тексты – повествования.
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)