МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «литературное чтение на родном русском языке» 2 класс Борисова Надежда Иннокентьевна учитель начальных классов Санномыск 2021 г. Программа соответствует учебнику «Литературное чтение на родном русском языке: 2 кл.» для общеобразовательных учреждений / О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова – М.: Просвещение, 2021 . В данной рабочей программе на изучение литературного чтения на родном языке во 2 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 34 часа в год. 1. Планируемые результаты. Личностные результаты: - знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым рассуждений; признакам, установления причинно-следственных связей, построения - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций и ценностей; осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; формирование представлений о мире, национальной культуре и истории, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; обеспечение культурной самоидентификации; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов; – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов); – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов). Обучающийся получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Обучающийся научится: – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Обучающийся научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений; – эпитет). находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, Обучающийся получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Обучающийся научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Обучающийся получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва. 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. «Мир детства» (19 ч) Я и книги Е.Н.Егорова «Нянины сказки», Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею», Л.К.Чуковская «Память детства. Мой отец Корней Чуковский» Я взрослею Пословицы. Л.И.Кузмин «Дом с колокольчиком», В.В.Бианки «Сова», Б.В.Шергин «Плотник думает топором», Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети», В.В.Голявкин «Этот мальчик», С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы. Семья крепка ладом Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», М.В.Дружинина «Очень полезный подарок», С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика», В.В.Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы Я фантазирую и мечтаю Н.К.Абрамцева «Заветное желание», В.В. Григорьева «Мечта», Л.Н.Толстой «Воспоминания» Раздел 2. «Россия – Родина моя» (15 часов) Люди земли Русской В.А. Бахревский «Рябово», М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова», М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский» Народные праздники, связанные с временами года И.С. Шмелёв «Масленица». Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Праздник весны». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка». А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки» О родной природе Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…». Л.Ф. Воронкова «Подстежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчики». Е.А. Благинина «Журавушка». 3.Тематическое планирование № Тема Кол-во часов Раздел 1. «Мир детства» (19 ч) Я и книги 1 Е.Н.Егорова «Нянины сказки» 1 2 Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею» 1 3 Л.К.Чуковская «Память детства. Мой отец Корней Чуковский» 1 Я взрослею 4 Пословицы. Л.И.Кузмин «Дом с колокольчиком» 1 5 В.В.Бианки «Сова» 1 6 Б.В.Шергин «Плотник думает топором» 1 7 Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети» 1 8 В.В. Голявкин «Этот мальчик» 1 9 В.В. Голявкин «Этот мальчик» 1 10 С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы. 1 Семья крепка ладом 11 Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» 1 12 М.В.Дружинина «Очень полезный подарок» 1 13 С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика» 1 14 В.В. Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы 1 Я фантазирую и мечтаю 15 Н.К.Абрамцева «Заветное желание» 1 16 Н.К.Абрамцева «Заветное желание» 1 17 В.В. Григорьева «Мечта» 1 18 Л.Н.Толстой «Воспоминания» 1 19 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мир детства» 1 Раздел 2. «Россия – Родина моя» (15 часов) Люди земли Русской 20 В.А. Бахревский «Рябово» 1 21 В.А. Бахревский «Рябово» 1 22 М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова» 1 23 М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» 1 24 И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский» 1 Народные праздники, связанные с временами года 25 И.С. Шмелёв «Масленица». Песни-веснянки 1 26 Л.Ф. Воронкова «Праздник весны» 1 27 В.А. Жуковский «Жаворонок»А.С. Пушкин «Птичка» 1 28 А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки» 1 29 Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…» 1 30 Л.Ф. Воронкова «Подснежники» 1 31 Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский 1 «Колокольчики» 32 Поляны муравы одели. В.А. Солоухин «Трава» 1 33 Е.А. Благинина «Журавушка». Опрос по пройденным произведения 1 «Что? Где? Когда?» 34 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Россия – Родина моя» 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)