Рабочая программа по физике 10 класс

Программа соответствует учебнику «Физика. Базовый уровень. 10 класс» для
общеобразовательных учреждений /Г.Я. Мякишев, М.А. Петрова, С.В. Степанов и др. – 6
– е изд., - М.: Дрофа, 2020.
В данной рабочей программе на изучение физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю,
из расчёта 34 учебных недель – 68 часов в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты.
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.



Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду.



Сформированность целостного мировоззрения.



Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.



Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры.



Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода



Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты.
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:


систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;



выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме
(в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);



заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют способность к
поиску нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные результаты.
Выпускник научится:



соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;



понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;



распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;



ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел
без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;
проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний
прямых измерений в этом случае не требуется.


понимать роль эксперимента в получении научной информации;



проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела,
объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать
простейшие методы оценки погрешностей измерений.



проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;



проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом
заданной точности измерений;



анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;



понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия
их безопасного использования в повседневной жизни;



демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в
практической деятельности людей;



показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;



решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера), используя
модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);



решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью; на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и
проверять полученный результат;



использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:



осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;



использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;



сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;



самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин,
выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче,
проводить оценку достоверности полученных результатов;



воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;



создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Физика и естественно-научный метод познания природы

Выпускник научится:


давать определения понятий: физическая величина, физический закон, научная
гипотеза, модель в физике, элементарная частица, фундаментальное
взаимодействие;



приводить примеры объектов изучения физики;



приводить базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные
виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;



описывать и применять методы научного исследования в физике;



делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности,
существовании связей и зависимостей между физическими величинами;



различать прямые и косвенные измерения физических величин; понимать смысл
абсолютной и относительной погрешностей измерения;



интерпретировать физическую информацию, полученную из разных источников.
Механические явления

Выпускник научится:


распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел,
равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное
движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих
закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);



описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела,

плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;


анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;



различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;



решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:



использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры
использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;



различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии,
закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);



находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Молекулярная физика и термодинамика
Выпускник научится:



распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел
при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы

теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния
вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при
конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;


описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;



анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;



различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;



приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;



решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины;



понимать смысл: уравнения Клапейрона, уравнения состояния идеального газа
(уравнения Менделеева—Клапейрона), основного уравнения МКТ, уравнения
теплового баланса;



выделять основные признаки физических моделей, используемых в молекулярной
физике: термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный
процесс, теплоизолированная система, идеальный газ, идеальный тепловой
двигатель, цикл Карно;



использовать статистический подход для описания поведения совокупности
большого числа частиц, включающий введение микроскопических и
макроскопических параметров; термодинамический метод при рассмотрении
свойств макроскопических тел без представлений об их внутреннем строении;
уравнение теплового баланса при решении задач;



описывать эксперименты: по наблюдению и изучению изопроцессов, по
измерению удельной теплоемкости вещества; опыты, иллюстрирующие изменение
внутренней энергии тела при совершении работы; фундаментальные опыты
Штерна, Джоуля и др.;



объяснять газовые законы на основе молекулярно- кинетической теории строения
вещества, зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры,
связь температуры и средней кинетической энергии хаотического движения
молекул, строение и свойства твердых и аморфных тел, графический смысл
работы, невозможность создания вечного двигателя, необратимость тепловых
явлений, цикл Карно, процессы, происходящие в идеальной холодильной машине,
работающей по циклу Карно, зависимость температуры кипения жидкости от
внешнего давления;



применять первый закон термодинамики к изопроцессам;



обсуждать применение адиабатических процессов в технике (принцип действия
дизельного двигателя), экологические проблемы использования тепловых машин,
значение влажности воздуха в жизни человека;



приводить значения: постоянной Авогадро, универсальной газовой постоянной,
постоянной Больцмана;



применять полученные знания при описании устройства и принципа действия
приборов (например, термометра, калориметра, конденсационного гигрометра,
волосного гигрометра, психрометра), тепловых машин, при объяснении явлений,
наблюдаемых в природе и быту, при решении задач.

Выпускник получит возможность научиться:


использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей
внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;



различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в
тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;



находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:


распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу,
действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны,
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия
света.



составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических
цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).



использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.



описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила
линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при
описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.



анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,

закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение.


приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях



решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины
(сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина
волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:


использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных
излучений на живые организмы;



различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца и др.);



использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;



находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления

Выпускник научится:


распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого
спектра излучения атома;



описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;



анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон
сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;



различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;



приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:


использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц,
дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;



соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;



приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;



понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии

Выпускник научится:


указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки
суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд;



понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:


указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного
неба при наблюдениях звездного неба;



различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура)
соотносить цвет звезды с ее температурой;



различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

2. Содержание учебного предмета.
(практическая часть учебного содержания предмета усилена материальнотехнической базой центра «Точка роста», используемого для реализации
образовательных программ в рамках преподавания физики)

Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Объекты изучения физики. Научный метод
познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы
научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов
природы. Физические законы. Границы применимости физических законов. Физические

теории и принцип соответствия. Измерение физических величин. Погрешности измерений
физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей.
Механика
Кинематика
Система отсчета. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой?
Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость и ускорение.
Траектория, путь. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при
криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Кинематические
уравнения. Различные способы описания механического движения. Основная (прямая) и
обратная задача механики. Основные модели тел и движений. Сложение скоростей.
Поступательное и вращательное движение тела. Прямолинейное равномерное движение.
Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при
прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Свободное
падение тел. Относительность механического движения. Движение тела, брошенного под
углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики
равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по
окружности.
Лабораторные работы: (с
оборудования центра «Точкароста»)

использованием

цифрового

и

аналогового

Лабораторные работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного
движения»
Лабораторные работа № 2 «Исследование движения тела, брошенного горизонтально»
Лабораторные работа № 3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил
упругости и тяжести»
Динамика
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон
Ньютона. Принцип относительности Галилея. Инертность. Масса. Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Место человека во Вселенной.
Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и
силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила,
ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона.
Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон
Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под
действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и
космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.
Законы Кеплера.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Перегрузки. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения
качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Центр масс. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил
тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия.
Кинетическая энергия. Механическая энергия системы. Закон сохранения механической
энергии.
Равновесие материальной точки. Условие равновесия твердых тел. Плечо и момент силы.
Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия твердого тела. Давление. Давление
в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Лабораторные работы: (с
оборудования центра «Точкароста»)

использованием

цифрового

и

аналогового

Лабораторные работа № 4 «Исследование изменения веса тела при его движении с
ускорением»
Лабораторные работа № 5 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Механические колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных
колебаний. Колебательные системы. Кинематика Колебательного движения.
Гармонические колебания. Динамика колебательного движения. Уравнение движение
груза на пружине. Уравнение движения математического маятника. Периоды колебаний
пружинного и математического маятников. Превращения энергии при колебаниях.
Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Резонанс.
Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и
продольные волны. Волны в среде. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука.
Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярная физика
Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее экспериментальные
обоснования. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Строение вещества.
Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Тепловое
движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц
вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа. Тепловое
(термодинамическое) равновесие. Температура и ее измерение. Шкалы температур.
Свойства газов. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение
состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Основное
уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя
кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Постоянная
Больцмана. Давление газа. Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия
идеального газа.
Сравнение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Термодинамика.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового баланса.
Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Применение первого закона
термодинамики к изопроцессам. Адиабатический процесс. Необратимость тепловых
процессов.
Тепловые двигатели. Принцип действия теплового действия. Холодильники и
кондиционеры. Второй закон термодинамики. Второй закон термодинамики.
Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация.
Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность,
насыщенный и ненасыщенный пар. Точка росы. Удельная теплота плавления.

Лабораторные работы: (с
оборудования центра «Точкароста»)

использованием

цифрового

и

аналогового

Лабораторная работа № 6 «Изучение изотермического процесса»
Лабораторная работа № 7 «Изучение уравнения состояния идеального газа»
Лабораторная работа № 8 «Измерение относительной влажности воздуха»
Лабораторная работа № 9 «Измерение температуры кристаллизации и удельной
теплоты плавления вещества»
Электростатика
Электрические взаимодействия.
Электрический заряд. Электризация тел. Носители электрического заряда. Закон
сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Графическое изображение электрических полей.
Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал
электростатического поля. Разность потенциалов. Проводники в электростатическом поле.
Диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая ёмкость. Плоский конденсатор.
Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля.
Лабораторные работы: (с
оборудования центра «Точкароста»)

использованием

цифрового

и

аналогового

Лабораторная работа № 10 «Измерение электрической ёмкости конденсатора»
3. Тематическое планирование
10 класс.
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Введение
1

Физика и естественно-научный метод познания.
Механика

1
34

Кинематика

11

2

Различные способы описания механического движения.

1

3

Перемещение. Радиус-вектор.

1

4

Равномерное прямолинейное движение.

1

5

Движение тела по плоскости. Средняя скорость при неравномерном
прямолинейном движении. Мгновенная скорость.

1

6

Ускорение. Кинематическое уравнение равноускоренного прямолинейного
движения.

1

7

Лабораторная работа №1 "Исследование равноускоренного
прямолинейного движения".

1

8

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1

9

Лабораторная работа №2 "Исследование движения тела, брошенного
горизонтально".

1

10

Относительность механического движения. Закон сложения скоростей.
Кинематика движения по окружности.

1

11

Теоретический зачет по теме «Кинематика»

1

12

Контрольная работа №1 по теме "Кинематика"

1

Динамика

11

13

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Принцип
суперпозиции сил.

1

14

Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

15

Принцип относительности Галилея. Основная и обратная задачи механики.

1

16

Сила. Принцип суперпозиции сил. Сила всемирного тяготения. Сила
тяжести. Сила упругости. Закон Гука.

1

17

Лабораторная работа №3 "Изучение движения тела по окружности под
действием сил упругости и тяжести"

1

18

Движение искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические
скорости. Перегрузки. Невесомость. Вес тела.

1

19

Лабораторная работа №4 "Исследование изменения веса тела при его
движении с ускорением".

1

20

Сила трения. Сопротивления при движении тел в жидкостях и газах.

1

21

Лабораторная работа №5 "Измерение коэффициента трения скольжения".

1

22

Теоретический зачет по теме «Динамика»

1

23

Контрольная работа №2 по теме "Динамика"

1

Законы сохранения в механике

8

24

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона
Ньютона.

1

25

Импульс системы тел. Закон сохранения импульса.

1

26

Реактивное движение. Реактивные двигатели. Успехи в освоении
космического пространства.

1

27

Центр масс.

1

28

Работа силы. Графический смысл работы. Мощность. КПД механизма.

1

29

Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.
Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения
механической энергии.

1

30

Изменение механической энергии под действием внешних сил.

1

31

Контрольная работа №3 по теме "Законы сохранения в механике"

1

Статика. Законы гидро- и аэростатики.

4

32

Равновесия материальной точки. Условия равновесия твёрдых тел. Виды
равновесия твёрдых тел. Центр тяжести твёрдого тела.

1

33

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

1

34

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Ламинарное и турбулентное
течение жидкости. Уравнение Бернулли. Подъёмная сила крыла самолёта.

1

35

Теоретический зачет по теме «Закон сохранения в механике. Статика»

1

Молекулярная физика и термодинамика.

22

Основы молекулярно-кинетической теории.

10

36

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные
обоснования. Общие характеристики молекул. Температура. Измерение
температуры. Абсолютная шкала температур.

1

37

Тепловое (термодинамическое) равновесие. Макроскопические параметры
термодинамической системы. Свойства газов. Модель идеального газа.

1

38

Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение
МКТ.

1

39

Температура и средняя кинетическая энергия хаотического движения
молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Измерение скоростей
молекул газа.

1

40

Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание и
несмачивание. Капиллярные явления. Тепловое расширение жидкостей.

1

41

Строение и свойства твёрдых тел. Аморфные тела.

1

42

Лабораторная работа №6 "Изучение изотермического процесса"

1

43

Лабораторная работа №7 "Изучение уравнения состояния идеального газа"

1

44

Теоретический зачет по теме «Основы МКТ»

1

45

Контрольная работа №4 по теме "Основы молекулярно-кинетической
теории"

1

Основы термодинамики

6

46

Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового
баланса.

1

47

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики
к изопроцессам. Адиабатический процесс.

1

48

Тепловые машины. Необратимость тепловых машин. Принцип действия
теплового двигателя.

1

49

Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Идеальная холодильная
машина. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

50

Теоретический зачет по теме «Основы термодинамики»

1

51

Контрольная работа №5 по теме "Основы термодинамики"

1

Изменения агрегатных состояний вещества.

6

52

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение жидкости. Влажность
воздуха. Измерение влажности воздуха.

1

53

Лабораторная работа №8 "Измерение относительной влажности воздуха"

1

54

Плавление и кристаллизация вещества.

1

55

Лабораторная работа №9 "Измерение температуры кристаллизации и
удельной температуры плавления вещества"

1

56

Теоретический зачет по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

57

Контрольная работа №6 по теме "Изменения агрегатных состояний
вещества".
Электростатика

1
7

58

Электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Электромер. Закон
сохранения электрического заряда. Модель точечного заряда.

1

59

Закон Кулона. Электрическое поле. Теории близкодействия и
дальнодействия. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в
электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.

1

60

Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции
электрических полей. Напряжённость точечного заряда. Графическое
изображение электрических полей.

1

61

Работа кулоновских сил. Потенциал электростатического поля и разность
потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

1

62

Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

1

63

Лабораторная работа №10 "Измерение электрической емкости
конденсатора".

1

64

Теоретический зачет по теме «Электростатика»

1

Повторение

4

65

Повторение за курс 10 класса по темам "Кинематика"

1

66

Повторение за курс 10 класса по темам "Молекулярно-кинетическая теория"

1

67

Повторение за курс 10 класса по темам "Электростатика"

1

68

Итоговая контрольная работа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».