Рабочая программа по предмету Русский язык 9 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа
по предмету «русский язык»
(базовый уровень)
9 класс
Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Лариса Валентиновна

Санномыск
2022 г.

Программа соответствует учебнику «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных
учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М.Александрова. – 2017 г.
В данной рабочей программе на изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часа в
неделю, из расчёта 34 учебных недели – 102 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их
в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
Раздел 1. Международное значение русского языка
Выпускник научится:
определять понятия «язык», «родной язык», «международное значение»;
определять структуру рассуждения на публицистическую тему;
определять структуру выборочного изложения.
Выпускник получит возможность научиться:

определять понятия «язык», «родной язык»;
определять особенности и роль русского языка в современном мире;
осознавать международное значение русского языка;
рассуждать на публицистическую тему;
применять языковые средства в общении;
объяснять написание слов, постановку запятых;
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах
Выпускник научится:
определять понятия «синтаксис», «пунктуация»;
определять основные единицы изучаемых разделов;
различать функции знаков препинания;
определять стили литературного языка;
определять пунктуацию в простом предложении;
определять пунктуацию в предложении с обособленными членами;
определять пунктуацию при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять монолог и диалог;
определять взаимосвязь монолога и диалога;
разграничивать стили литературного языка;
выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,
орфографический, синтаксический разборы;
характеризовать предложения простые и с обособленными членами, осложнённые
обращениями, вводными словами и вставными конструкциями;
обосновывать постановку знаков препинания;
выделять грамматические основы простых предложений;
чертить схемы предложений;
выполнять различные виды разборов;
Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи
Выпускник научится:
определять понятия «синтаксис», «пунктуация», «сложное предложение», «союзное» и
«бессоюзное предложения», «интонация»;
классифицировать разделительные и выделительные знаки препинания;
составлять структуру сообщения;
составлять структуру сочинения по репродукции картины.
Выпускник получит возможность научиться:
различать союзное и бессоюзное предложения;
определять тип предложения по количеству грамматических основ;
находить грамматические основы в предложениях;
разграничивать разделительные и выделительные знаки препинания;
расширять знания о пунктуации в сложном предложении;
классифицировать предложения по принадлежности к знакам препинания разделительным и
выделительным;
выполнять синтаксический разбор сложных предложений.
Раздел 4. Сложносочинённые предложения
Выпускник научится:
определять понятие «сложносочинённое предложение», его признаки;
определять типы союзов сложносочинённого предложения;
Выпускник получит возможность научиться:

определять структуру сложносочинённого предложения;
различать типы сочинительных союзов;
применять пунктуационные правила на практике, объясняя выбор пунктограмм;
составлять схемы предложений;
отличать простое предложение от сложного;
писать сочинение по репродукции картины;
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённых предложений.
Раздел 5. Сложноподчинённые предложения
Выпускник научится:
определять понятия «сложноподчинённое предложение», «союзы», «союзные слова»,
«указательные слова»;
составлять структуру отзыва;
составлять структуру сочинения-рассуждения;
составлять структуру сжатого изложения.
Выпускник получит возможность научиться:
определять понятия «сложноподчинённое предложение», «союзы», «союзные слова»,
«указательные слова»;
различать союзы и союзные слова;
выявлять указательные слова в предложении;
составлять схемы предложений;
Раздел 6. Основные группы сложноподчинённых предложений
Выпускник научится:
определять понятие «сложноподчинённое предложение»;
классифицировать основные группы сложноподчинённого предложения;
определять понятие придаточного определительного;
определять понятие придаточного изъяснительного;
составлять структуру сжатого изложения;
определять понятие придаточного обстоятельственного;
классифицировать группы придаточного обстоятельственного;
давать понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными;
расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении разных групп;
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать группы сложноподчинённых предложений;
определять группы сложноподчинённых предложений;
различать группы сложноподчинённых предложений;
расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в том числе и с разными
видами придаточных;
объяснять знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в том числе и с разными
видами придаточных;
составлять схемы сложноподчинённых предложений.
Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение
Выпускник научится:
определять понятие «бессоюзное сложное предложение»;
классифицировать группы бессоюзных сложных предложений по значению;
применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;
применять правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
применять правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
Выпускник получит возможность научиться:

определять понятие «бессоюзное сложное предложение»;
отличать бессоюзное сложное предложение от союзного.
определять понятие «интонация» бессоюзного сложного предложения.
различать группы бессоюзных сложных предложений по значению;
составлять схемы бессоюзных сложных предложений;
применять правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном
предложении;
применять правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
применять правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
обосновывать постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения;
Раздел 8. Сложные предложения с различными видами связи
Выпускник научится:
давать понятие о многочленных сложных предложениях;
классифицировать виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях;
применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными
видами связи;
Выпускник получит возможность научиться:
различать виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях;
составлять схемы сложных предложений с различными видами связи;
обосновывать пунктуацию сложных предложений с различными видами связи;
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными
видами связи;
Раздел 9. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Выпускник научится:
определять основные понятия изученных разделов языкознания;
составлять структуру сжатого выборочного изложения;
Выпускник получит возможность научиться:
обобщать изученные сведения по разделам языкознания;
выполнять разные виды разборов;
создавать сжатое выборочное изложение по тексту;
подводить итоги изучения курса русского языка в 9 классе.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные
слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений
Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных
предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки
препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их
текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными
второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на
лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их
текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и
бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи
(фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И
ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания,
средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5-7
8-9
10

Наименование разделов и тем.

Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Р.р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи.
Простое предложение и его грамматическая основа.
Простое предложение и его грамматическая основа.
Предложения с обособленными членами.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Входная контрольная работа

Кол- во
часов.
1
1

1
1
3
2
1

11
12
13
14
15-16
17

18
19

Способы сжатого пересказа текста.
Сжатое изложение.
Понятие о сложном предложении.
Понятие о сложном предложении.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Р.р. Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на
улице Неждановой»
ОДНРК: описание памятника культуры
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения.
Контрольный диктант.

1
1
1
1
2
1

1
1

20-21 Интонация сложного предложения.
22-24 Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в
сложносочиненных предложениях.
25-26 Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
27-28 Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
29-30 Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
31-32 Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и
пунктуационный разбор ССП.
33
Р.р. Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком...»

2
3

34-35 Понятие о сложноподчиненном предложении.
36-38 Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
39-40 Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
41-43 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении
44
Р.р. Сочинение по картине И.Тихого «Аисты»
45-46 СПП с придаточными определительными.
47-48 СПП с придаточными определительными.
49-50 СПП с придаточными изъяснительными.
51-52 СПП с придаточными изъяснительными.
53-54 СПП с придаточными обстоятельственными.
55-56 СПП с придаточными времени и места.
57
Р.р. Сжатое изложение (по упр. 123)
58-59 СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.
60-61 СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
62
Р.р. Сочинение по картине В.П.Фельдмана «Родина».
ОДНРК: характеристика понятий «родина», «отечество».
63-64 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
65-66 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
67
Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»
68
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение
69
Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.
70
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»
71
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»
72
Контрольный диктант.
73-74 Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая

2
3
2
3

2
2
2
2
1

1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2

75-76
77-78
79-80
81
82-83
84
85-86
87-89
90
91
92-93
94
95
96
97
98-99
100
101
102

и точка с запятой.
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.
Сжатое изложение с дополнительным заданием
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире
в БСП.
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Повторение и обобщение изученного.
Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной
связи в СП.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор сложного предложения с
различными видами связи.
Р.р. Публичная речь
Повторение и закрепление изученного.
Контрольный диктант.
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология.
Морфемика. Словообразование
Морфология.
Синтаксис. Способы передачи чужой речи.
Орфография. Пунктуация.
Итоговая работа за курс 9 класса
Повторение

2
2
2
1
2
1
2
3
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».