Рабочая программа по предмету Родная русская литература 9 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа
по предмету «родная русская литература»
(базовый уровень)
9 класс

Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Лариса Валентиновна

Санномыск
2022 г.

Рабочая программа соответствует учебнику: Александрова О.М., Аристова М.А. и
др. Москва, «Просвещение», 2021 г.
В данной рабочей программе на изучение родной русской литературы в 9 классе
отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 34 часа в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных
и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий
с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы
в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

 накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее
обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
тема урока
п\п
1
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня) В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в
сокращении)
2
А.С.Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент) М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
3
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)
4
А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э.
Мандельштам. «Петербургские строфы»
5-6 .
А.А.Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных
разворотах…»)
7-8
Л.В.Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава
«Фонарики-сударики»)
9
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная
песня) П. А. Вяземский. «Степь»
10-11
И. З. Суриков. «В степи» А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
12
Проверочная работа по итогам изучения раздела
13-14
Н. П. Майоров. «Мы»
15-16
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
17-18
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
19-20
Е. И. Носов. «Переправа»
21-23
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
24-26
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
27-28
И. А. Бродский. «Мой народ»
29-30
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
31
Проверочная работа по итогам изучения раздела
32-34 Резерв на вариативную часть программы

кол-во
часов

1
1
1
1

2
2
1
2
1
2
2
2
2
3
3
2
2
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».