Рабочая программа по предмету история 9 класс на 2022-2023 уч.г.

Программа соответствует учебнику «Всеобщая история. Новейшая история».: М.
Просвещение, 2019. «учебник История России в 2-х частях», 9 класс, для
общеобразовательных учреждений / –О.С Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа;
Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин. И.В. под редакцией А.В.Торкунова. - М.:
Просвещение, 2019.
В данной рабочей программе на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и
этнических группах России на примере историко-культурных традиций,
сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурными историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку
действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих
профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным
материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты,
адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу
его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём
сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и
делать выбор; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить
монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на
протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в
изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX
в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники
и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские
организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы,
Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной
литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием
понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в.
(законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских
обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых
ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,
Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д.
А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н.
М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И.
Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их
деятельности на развитие Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и
трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и
политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с
государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Выпускник научится:
локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые
события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в
отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
использовать историческую карту как источник информации о границах России
и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического

развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизаций и др.;
анализировать информацию из различных источников по отечественной и
Всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп
населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм»
и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и
общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени,
сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России и других стран в Новое время;
используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций
автора и т.д.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
II.
Введение (1 час)

Содержание учебного предмета.

Новейшая история - период двух эпох: 1890 - 1960 гг. и 1970-е гг. - настоящее время.
Модернизация.
Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов)
Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция.
Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм в начале века. Индустриализм и
единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания.
Франция. Австро-Венгрия. Италия.
Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее
избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и
национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти.
США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм.
«Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка.
Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических
союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская
конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.
Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция.
Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г.
Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в
1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война.
Внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. в России. Брестский
мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза.
Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.
Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор
девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.
Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом
движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии
в 1918 - 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образование Чехословакии,
Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши.
Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости
прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920-х гг.
План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в
1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской
республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства.

Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство.
Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый
блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках
безопасности.
Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса
1929 - 1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса.
Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное.
Авторитарные режимы.
Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера.
«Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзного
движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США.
Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя
политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость,
Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта.
Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного
режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы.
Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация
экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм.
Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.
Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к
модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 - 1912 гг.
Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928 - 1937 гг.
Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании
ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борьбы.
Мексика. Кубинская революция.
Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм.
Литература.
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военнополитический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский
сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Начало Второй мировой
войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война

Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и
война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская
коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны.
Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская)
конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой
войны.
Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов)
Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование
ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки.
Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора
(НАТО). Организация Варшавского договора.
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия.
Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное
регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое
потребление. Государство благосостояния.
Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг.
Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция.
Постиндустриальное (информационное) общество.
Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое
движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм.
Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире.
Классификация групп современных государств.
Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития.
Изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения
молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое
движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.
Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Бушстарший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика.
Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция. М.
Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа.
Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании.
Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пятая
республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи

голлизма. Внешняя политика. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское
«экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы».
Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони.
Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая
коалиция» и правительство А. Меркель. Оккупационный режим в Германии (1945 1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое
развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция».
Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные».
Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного
социализма. Революции 1989 - 1991 гг. Реформы в странах Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических
преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение.
Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.
Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970 - 2000 гг. Поворот
к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей развития. АзиатскоТихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель.
Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946 - 1949 гг.
Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная
революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха.
Реакция на реформы и современные проблемы Индии.
Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960 - 1970). Гонка ядерных
вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение
Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль
Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на
Балканах. Американо-российские отношения.
Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм.
Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия
становления единого информационного пространства.
Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.
Итоговое повторение (1 час)
Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации.
Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

История России
Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)
Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)
Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в
сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на
рубеже XVIII - XIX веков. Население Российской империи. Развитие экономики
России на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России на рубеже XVIII XIX веков.
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного
управления. М.М. Сперанский.
Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801
- 1809 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. Вхождение Финляндии в состав
России. Россия накануне войны с Францией.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война
со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский
мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и
мировой истории XIX в.
Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после
победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская
конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.
Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в
составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.
Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в
Прибалтике в 1816 - 1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения.
Развитие промышленности, торговли, путей сообщения.
Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное
общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Западное просвещение и
образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век»
дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности.

Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных
людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и
литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение
либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика
декабристов.
Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая
политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация
общественной жизни: централизация управления, политическая полиция,
кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский
вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование
профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков
либерального реформаторства.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и
крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его
особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и
Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и
промышленные центры. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в
формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль:
официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической
мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой
философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и
Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная
Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и
революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре:
романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ
гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской
музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники.

Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского
географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура
повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская
культура как часть европейской культуры.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в первой четверти XIX века»
и «Россия во второй четверти XIX века». Решение тестовых заданий по пройденным
темам.
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)
Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие
сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России.
Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы.
Содержание и сущность реформы. Значение реформы.
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община.
Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления.
Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение
начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и
крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского
хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков.
Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и
их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского
населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные,
общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности.
Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование,
суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность.
Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи.
Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы
Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи
во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий.
Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской

империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и
стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское
восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России.
Взаимодействие национальных культур и народов.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878
гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы
и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение
общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие.
Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей.
Печать и цензура.
Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.
Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация
аграрных отношений.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма,
марксизма и других направлений европейской общественной мысли.
Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России.
Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское
движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция.
Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды.
«Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная
воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование
социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение
рабочего класса». I съезд РСДРП.
Наш регион в XIX в. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадский.
Нациоанльно-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии,
прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Нациоанльно-религиозная
политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Нациоанльнорелигиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и
Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических
интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной
территории.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие
транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление
массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения.
Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть
мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое
научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского
исторического общества. Общественная значимость художественной культуры.
Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Рост населения. Изменения облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и
быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост.
Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик
городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и
промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в
индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная
характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского
землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в
обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение
светской этики и культуры.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра
внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения».
«Банкетная кампания».
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и
национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений.
Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона ПортАртура. Цусимское сражение.

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба
профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних
городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская
октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование
многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры.
Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социалдемократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы).
Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы
и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности
революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905
г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные
законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.
Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность
преобразований и нарастание социальных противоречий.
III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и
социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России.
Россия в преддверии мировой катастрофы.
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие
ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства».
Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка.
«Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие
народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным
обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных
наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в
мировую культуру.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в эпоху Великих
реформ», «Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». Решение
тестовых заданий по пройденным темам.
III.

Тематическое планирование

№

Тема урока

1

Введение. Новейшая история: понятие и периодизация

Кол-во
часов
1

Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (13 часов)
2
Индустриальное общество в начале XX в.
1
3
Политическое развитие в начале XX в.
1
4
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. 1
5
Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. Версальско1
Вашингтонская система.
6
Последствия войны: революции и распад империй.
1
Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы.
7
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода.
1
Финансовая грамотность: Особые жизненные ситуации:
рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы.
8
США: «новый курс» Ф. Рузвельта.
1
Финансовая грамотность: Чем поможет страхование. Какие
бывают финансовые риски.
9
Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания,
1
Франция.
10
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания.
1
11
Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой
1
половине XX в
12
Культура и искусство первой половины XX в.
1
13
Международные отношения в 1930-е гг.
1
14
Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг.
1
Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (14 часов)
15
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной
1
войны».
16
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 гг.
1
17
Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного
1
общества.
Финансовая грамотность: Что такое финансовые пирамиды.
18
Политическое развитие.
1
19
Гражданское общество. Социальные движения.
1
20
Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция.
1
Италия.
21
Германия: раскол и объединение.
1
22
Преобразования и революции в странах Центральной и
1
Восточной Европы. 1945 - 2013 гг.
23
Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI в.
1

24
25
26
27
28

29
30
31
32

33
34
35
36

37

38
39
40
41
4243
44

Страны Азии и Африки в современном мире.
Международные отношения.
Культура второй половины XX - начала XXI в.
Глобализация в конце XX - начале XXI в.
Глобальные проблемы современности.
Итоговое тестирование по курсу «Новейшая история»
Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)
Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)
Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.
Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг.
Отечественная война 1812 г. ОДНРК -Твердое сознание долга –
есть венец характера (Н.В. Шелгунов) Понятие долга.
Нравственный путь и величие духа. Долг основан на чувстве
справедливости.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813 - 1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815 - 1825 гг.
Национальная политика Александра I.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти
XIX в.
Финансовая грамотность: Что такое банк и чем он может
быть полезен.
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX в.
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг.
Крымская война 1853 - 1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.:
наука, образование, художественная культура народов России.

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
2
1

45

46
47
48
49

50
51
52

53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64

Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в первой и
во второй четверти XIX века».
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период.
Финансовая грамотность: Польза и риски банковских карт.
Общественное движение при Александре II и политика правительства.
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 1878 гг.
Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)
Александр III: особенности внутренней политики.
Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III.
Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:
достижения российской науки, образования. Русская
литература, художественная культура народов России.
ОДНРК -Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М.
Достоевский). Кодексы чести в истории.
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)
Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия
развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX
вв. Финансовая грамотность: Как создать своё дело.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в
1894 - 1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905 -

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

65
66
67
68

1907 гг.
Социально-экономические реформы П.А. Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг.
Серебряный век русской культуры.
Итоговый урок по курсу: «История России»

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».