Программа соответствует учебнику «Всеобщая история. Новейшая история».: М. Просвещение, 2019. «учебник История России в 2-х частях», 9 класс, для общеобразовательных учреждений / –О.С Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа; Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин. И.В. под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. В данной рабочей программе на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.; • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к истории родного края, его культурными историческим памятникам; • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины; • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны; • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты: • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом; • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей; • самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • выявлять проблему, аргументировать её актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя); • делать умозаключения и выводы на основе аргументации; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Предметные результаты: • представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период; • представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.; • умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп; • представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.; • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей; • установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ); • определение и использование основных исторических понятий периода; • установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; • установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.); • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства; • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы); • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Выпускник научится: локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений; использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизаций и др.; анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время; используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. II. Введение (1 час) Содержание учебного предмета. Новейшая история - период двух эпох: 1890 - 1960 гг. и 1970-е гг. - настоящее время. Модернизация. Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов) Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия. Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм. «Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты. Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы. Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918 - 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образование Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности. Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы. Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 - 1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928 - 1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция. Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военнополитический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны. Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов) Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора. Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество. Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств. Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Бушстарший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция. М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони. Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель. Оккупационный режим в Германии (1945 1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989 - 1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз. Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970 - 2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей развития. АзиатскоТихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946 - 1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960 - 1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Итоговое повторение (1 час) Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации. История России Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов) Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов) Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже XVIII - XIX веков. Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России на рубеже XVIII XIX веков. Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801 - 1809 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. Вхождение Финляндии в состав России. Россия накануне войны с Францией. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири. Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816 - 1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов) Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление. Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в первой четверти XIX века» и «Россия во второй четверти XIX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам. Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России. Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы. Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска. Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов) Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Наш регион в XIX в. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадский. Нациоанльно-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Нациоанльно-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Нациоанльнорелигиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. Рост населения. Изменения облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов) На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона ПортАртура. Цусимское сражение. Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социалдемократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам. III. Тематическое планирование № Тема урока 1 Введение. Новейшая история: понятие и периодизация Кол-во часов 1 Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (13 часов) 2 Индустриальное общество в начале XX в. 1 3 Политическое развитие в начале XX в. 1 4 «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. 1 5 Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. Версальско1 Вашингтонская система. 6 Последствия войны: революции и распад империй. 1 Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. 7 Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода. 1 Финансовая грамотность: Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. 8 США: «новый курс» Ф. Рузвельта. 1 Финансовая грамотность: Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. 9 Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, 1 Франция. 10 Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. 1 11 Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой 1 половине XX в 12 Культура и искусство первой половины XX в. 1 13 Международные отношения в 1930-е гг. 1 14 Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг. 1 Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (14 часов) 15 Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной 1 войны». 16 Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 гг. 1 17 Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного 1 общества. Финансовая грамотность: Что такое финансовые пирамиды. 18 Политическое развитие. 1 19 Гражданское общество. Социальные движения. 1 20 Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция. 1 Италия. 21 Германия: раскол и объединение. 1 22 Преобразования и революции в странах Центральной и 1 Восточной Европы. 1945 - 2013 гг. 23 Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI в. 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 4243 44 Страны Азии и Африки в современном мире. Международные отношения. Культура второй половины XX - начала XXI в. Глобализация в конце XX - начале XXI в. Глобальные проблемы современности. Итоговое тестирование по курсу «Новейшая история» Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов) Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов) Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг. Отечественная война 1812 г. ОДНРК -Твердое сознание долга – есть венец характера (Н.В. Шелгунов) Понятие долга. Нравственный путь и величие духа. Долг основан на чувстве справедливости. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Финансовая грамотность: Что такое банк и чем он может быть полезен. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов) Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг. Крымская война 1853 - 1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука, образование, художественная культура народов России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в первой и во второй четверти XIX века». Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Финансовая грамотность: Польза и риски банковских карт. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 1878 гг. Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов) Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки, образования. Русская литература, художественная культура народов России. ОДНРК -Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский). Кодексы чести в истории. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов) Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. Финансовая грамотность: Как создать своё дело. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65 66 67 68 1907 гг. Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг. Серебряный век русской культуры. Итоговый урок по курсу: «История России» 1 1 1 1