Рабочая программа по предмету обществознание 8 класс на 2022-2023 уч.г.

Программа соответствует учебникам «Обществознание» 8 класс, для
общеобразовательных учреждений / Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др., М. просвещение, 6-е издание, 2018.данной рабочей
программе на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю,
из расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

I.





































возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе



















согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТ–
компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями
о закономерностях развития человеческого общества с древности до
наших дней в социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного
общества на основе изучения исторического опыта России и
человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и
аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
государстве.

Обучающийся научится:
использовать накопленные знания об основных социальных нормах и
правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы

познавательной, коммуникативной и практической деятельности для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и моральнонравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной
позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к
личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей
права, самореализации, самоконтролю.
характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом
права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей;
права, обязанности иответственность работника и работодателя;
предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы
защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуацияхопределять признаки правонарушения,
проступка, преступления;
объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и
юридической ответственности несовершеннолетних;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения ипоступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека,
конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации
и давать им моральную и правовуюоценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный вклад в их становление и развитие.
оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами;

использовать знания и умения для формирования способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтролю
II.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные
ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество
в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности.
Тема. Сферы духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и
общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная
ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний
самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и
практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и
поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества.
Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные
принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и
малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных
ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные
роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы.
Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому,
традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.

Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (14ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический
выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена
выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.
Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита
прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение
труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационноправовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет Российской Федерации. Бюджет
государства и семьи. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные
программы
Потребление. Семейное потребление. Бюджет моей семьи. Карманные
деньги: за и против. Страховые услуги, предоставляемые гражданами.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система
России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения
граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные
последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные
курсы валют. Внешнеторговая политика.
III.
№

Тематическое планирование
Кол-во
часов

Тема
Глава I. Личность и общество-6 ч

1

Что делает человека человеком?

1ч

2

Человек, общество, природа.

1ч

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1ч

4

Развитие общества.

1ч

5

Как стать личностью.

1ч

6

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Личность 1ч
и общество».
Глава II. Сфера духовной культуры-8 ч

7

Сфера духовной жизни.

1ч

8

Мораль. ОДНРК -Мораль и нравственность.

1ч

9

Долг и совесть. ОДНРК - Совесть как всеобщий 1ч
естественный закон.

10 Моральный выбор – это ответственность.

1ч

11 Образование.

1ч

12 Наука в современном обществе.

1ч

13 Религия как одна из форм культуры. ОДНРК - Религия и 1ч
мораль.
14 Повторительно- обобщающий урок
духовной жизни»

по теме: «Сфера 1ч

Глава III. Социальная сфера 5 ч.

1ч

15 Социальная структура общества.
16 Социальные статусы и роли.

1ч

17 Нации и межнациональные отношения.

1ч

18 Отклоняющееся поведение.

1ч

19 Повторительно- обобщающий по теме: «Социальная 1ч
сфера»
Глава IV. Экономика 14 ч.
20 Экономика и её роль в жизни общества.
1ч
Финансовая грамотность: Для чего нужны финансовые
организации

21 Главные вопросы экономики.
22
23
24
25
26
27

28

Собственность.
Рыночная экономика.
Производство – основа экономика.
Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике.
Распределение доходов.
Финансовая грамотность: Как увеличить семейные
доходы с использованием финансовых организаций.
Потребление. Финансовая грамотность: Для чего
необходимо осуществлять финансовое планирование
Инфляция и семейная экономика
Безработица, её причина и последствия.
Мировое хозяйство и международная торговля.

29
30
3132
33 Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Экономика»
34 Итоговое тестирование по курсу: «Обществознание»

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».