Рабочая программа по предмету обществознание 9 класс на 2022-2023 уч.г.

Программа соответствует учебникам «Обществознание» 9 класс, для
общеобразовательных учреждений / Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др., М. просвещение, 5-е издание, 2018. данной рабочей
программе на изучение обществознания в 9 классе отводится 1 час в неделю, из
расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской
Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни,
для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных
возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных
групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата;
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др., выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в следующих сферах:
Познавательной:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей
дееспособности;
- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном
российском обществе социальных ценностей.
Ценностно-мотивационной:
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти
нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка
на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность.
Трудовой:

- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека, основных требований трудовой этики в современном обществе,
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Эстетической:
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с
другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативной:
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
- Понимание языка массовой социально – политической коммуникации,
позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство
с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Выпускник научится:
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать
основные тенденции современного политического процесса.
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач
в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов
по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
II.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления
политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный
суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные
черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.
Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы
права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека —
идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на
утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и
защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые
правоотношения.
Право
на
труд.
Правовой
статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия
заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы
допустимой
самообороны.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на
жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в
период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Повторительно-обобщающий урок

III.
№
п/п

Тематическое планирование

тема урока

Кол-во
часов
Глава -1. Политика – 11 ч.

1

Политика и власть

1

2-3

Государство

2

4-5

Политические режимы

2

6

Правовое государство

1

7

Гражданское общество и государство

1

8

1

9-10

Участие граждан в политической жизни. ОДНРК - Долг
основан на чувстве справедливости
Политические партии и движения

11

Повторительно обобщающий урок по главе: «Политика»

1

2

Глава -2. Право
Роль права в жизни человека, общества и государства
Финансовая грамотность: Что такое налоги и зачем их
платить
Правоотношения и субъекты права

2

1516
17

Правонарушения и юридическая ответственность

2

Правоохранительные органы

1

18

Конституция Российской Федерации

1

19

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

20

Права и свободы человека и гражданина. ОДНРК Источник всех действий человека есть его воля
Гражданские правоотношения. Финансовая грамотность:
Какие налоги мы платим
Право на труд. Трудовые правоотношения

1

Семейные правоотношения

1

26

Административные правоотношения

1

2728
29

Уголовно-правовые отношения

2

Социальные права. Финансовая грамотность: Что такое

1

1213
14

2122
2324
25

1

2
2

пенсия и как её сделать достойной
1

31

Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов. ОДНРК -Гуманность – сгусток всех других
добродетелей
Правовое регулирование отношений в сфере образования

32

Повторительно- обобщающий урок по главе: «Право»

1

3334

Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»
Финансовая грамотность: Что такое банк и чем он может
быть полезен

1
1

30

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».