Программа соответствует учебнику учебнику «Геометрия» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2020. В данной рабочей программе на изучение Геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение геометрии по данной программе учащихся личностных, метапредметных, способствует предметных формированию результатов у обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 3. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 4. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 5. Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения; 6. Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; 7. Первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 8. Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 9. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 10. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 11. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки; 12. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: 1. Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека; 2. Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 5. Систематические знания о фигурах и их свойствах; 6. Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: - изображать фигуры на плоскости; - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур; - распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры; - выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; - читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах; - проводить практические расчёты. Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) Геометрические фигуры Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Отношения Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни. Измерения и вычисления Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии; применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни. Геометрические построения Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни. Геометрические преобразования Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. В повседневной жизни и при изучении других предметов: распознавать движение объектов в окружающем мире; распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. Векторы и координаты на плоскости Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях Геометрические фигуры Оперировать понятиями геометрических фигур; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения; формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников). В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Отношения Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники; применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении характеризовать задач; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни. Измерения и вычисления Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности; проводить простые вычисления на объемных телах; формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их. В повседневной жизни и при изучении других предметов: проводить вычисления на местности; применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. Геометрические построения Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях, выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Преобразования Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира; строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур; применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. Векторы и координаты на плоскости Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора; выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач; применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов. Выпускник получит возможность научиться для успешного продолжения образования на углубленном уровне Геометрические фигуры Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений; самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям; исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах; решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач; формулировать и доказывать геометрические утверждения. В повседневной жизни и при изучении других предметов: составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат. Отношения Владеть понятием отношения как метапредметным; свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники; использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для построения и исследования математических моделей объектов реальной жизни. Измерения и вычисления Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с применением тригонометрии; самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность. В повседневной жизни и при изучении других предметов: свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни. Геометрические построения Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру, владеть набором методов построений циркулем и линейкой; проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять построения на местности; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Преобразования Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями; оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований; использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах; пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. Векторы и координаты на плоскости Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора; владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства; выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур; использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА Повторение курса 7-8 класса 3 ч 1. Решение треугольников 16 часов Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0 до 180; Теорема косинусов; Теорема синусов; Решение треугольников; Формулы для вычисления площади треугольника. 2. Правильные многоугольники 9 часов. Правильные многоугольники и их свойства; Длина окружности; площадь круга. 3. Декартовы координаты на плоскости 11 часов Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка; Уравнение фигуры; Уравнение окружности; Уравнение прямой; Угловой коэффициент прямой. 4. Векторы. 13 часов. Понятие вектора; Координаты вектора; Сложение и вычитание векторов; Умножение вектора на число; Скалярное произведение векторов. 5. Геометрические преобразования 10 часов Движение (перемещение) фигуры; Параллельный перенос; Осевая и центральная симметрия; Поворот; Гомотетия; Подобие фигур. 6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема раздела и уроков Количество часов Повторение курса 7-8 класса. Решение задач на применение признаков равенства треугольников Решение задач на применение на нахождение площадей многоугольников Решение задач на применение теоремы Пифагора. 1 Решение треугольников 16 4 Тригонометрические функции угла от 0 до 180. 1 5 Тригонометрические функции угла от 0 до 180. 1 6 Теорема косинусов 1 7 Теорема косинусов 1 8 Теорема косинусов 1 9 Теорема косинусов 1 10 Теорема синусов 1 11 Теорема синусов 1 12 Теорема синусов 1 13 Решение треугольников 1 14 Решение треугольников 1 15 Решение треугольников 1 16 Формулы для нахождения площади треугольника 1 17 Формулы для нахождения площади треугольника 1 18 Формулы для нахождения площади треугольника 1 19 Контрольная работа №1 «Решение треугольников» 1 Правильные многоугольники 9 20 Правильные многоугольники и их свойства 1 21 Правильные многоугольники и их свойства 1 22 Правильные многоугольники и их свойства 1 23 Правильные многоугольники и их свойства 1 24 Длина окружности. Площадь круга 1 25 Длина окружности. Площадь круга 1 26 Длина окружности. Площадь круга 1 27 Длина окружности. Площадь круга 1 28 Контрольная работа №2 «Правильные многоугольники» 1 1 2 3 1 1 Декартовы координаты 11 29 Расстояние между точками с заданными координатами. 1 30 1 32 Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. 33 Уравнение фигуры. Уравнение окружности. 1 34 Уравнение фигуры. Уравнение окружности. 1 35 Уравнение прямой. 1 36 Уравнение прямой. 1 37 Угловой коэффициент прямой. 1 38 Угловой коэффициент прямой. 1 39 Контрольная работа №3 «Декартовы координаты». 1 Векторы 13 40 Понятие вектора 1 41 Понятие вектора 1 42 Координаты вектора 1 43 Сложение и вычитание векторов. 1 44 Сложение и вычитание векторов. 1 45 Сложение и вычитание векторов. 1 46 Умножение вектора на число. 1 47 Умножение вектора на число. 1 48 Умножение вектора на число. 1 49 Скалярное произведение векторов 1 50 Скалярное произведение векторов 1 51 Скалярное произведение векторов 1 52 Контрольная работа №4 «Векторы» 1 Геометрические преобразования 10 53 Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. 1 54 Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. 1 55 Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос. 1 56 Осевая симметрия. 1 57 Осевая симметрия. 1 58 Центральная симметрия. Поворот 1 31 1 1 59 Центральная симметрия. Поворот 1 60 Гомотетия. Подобие фигур. 1 61 Гомотетия. Подобие фигур. 1 62 Контрольная работа № 5 «Геометрические преобразования» 1 Повторение и систематизация учебного материала. 6 63 Решение задания 15. Модуль «Геометрия» ОГЭ 1 64 Решение задания 16. Модуль «Геометрия» ОГЭ 1 65 Решение задания 17. Модуль «Геометрия» ОГЭ 1 66 Решение задания 18. Модуль «Геометрия» ОГЭ 1 67 Решение задания 19 и 20. Модуль «Геометрия» ОГЭ 1 68 Контрольная работа №6 «Обобщение и систематизация знаний 1 учащихся»