Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику учебнику «Геометрия» 9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений, авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:
Вентана-Граф, 2020.
В данной рабочей программе на изучение Геометрии в 9 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение

геометрии

по

данной

программе

учащихся личностных, метапредметных,

способствует

предметных

формированию

результатов

у

обучения,

соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Личностные результаты:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в
социально значимом труде;
3. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
4. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
5. Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные
утверждения;
6. Компетентность в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
7. Первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
8. Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
9. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в
условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их
проверки;
12. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
2. Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Систематические знания о фигурах и их свойствах;
6. Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к
решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения
возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры


Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;



извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в

явном виде;


применять для решения задач геометрические факты, если условия их

применения заданы в явной форме;


решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или

алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,

возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения


Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры,

равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы
между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в

реальной жизни.
Измерения и вычисления


Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов

для измерений длин и углов;


применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности

отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;


применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для

вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в

простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения



Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с

помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования


Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


распознавать движение объектов в окружающем мире;



распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости


Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение

вектора на число, координаты на плоскости;


определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной

плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости

относительного движения.
Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности
успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях
Геометрические фигуры


Оперировать понятиями геометрических фигур;



извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических

фигурах, представленную на чертежах;


применять

геометрические

факты

для

решения

задач,

в

том

числе,

предполагающих несколько шагов решения;


формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;



доказывать геометрические утверждения;



владеть

стандартной

классификацией

плоских

фигур

(треугольников

и

четырехугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического

характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения



Оперировать

понятиями:

равенство

фигур,

равные

фигуры,

равенство

треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми,
перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные
треугольники;


применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении



характеризовать

задач;
взаимное

расположение

прямой

и

окружности,

двух

окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления
 Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами.
Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых
задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать
более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики
комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между
фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных
случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
 проводить простые вычисления на объемных телах;
 формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 проводить вычисления на местности;
 применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в
окружающей действительности.
Геометрические построения


Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;



свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,



выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений

циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;


изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших

компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;



оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования



Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами

построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять
полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях
окружающего мира;


строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для

обоснования свойств фигур;


применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств

фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


применять свойства движений и применять подобие для построений и

вычислений.
Векторы и координаты на плоскости


Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора

на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на
плоскости, координаты вектора;


выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число),

вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между
векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания
в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным
координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин,
углов.
Выпускник получит возможность научиться для успешного продолжения образования
на углубленном уровне
Геометрические фигуры


Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и

проведении математических рассуждений;


самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать

гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или
опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур,
проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;


исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и

преобразовывать информацию, представленную на чертежах;


решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда

алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи

дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для
решения задач;


формулировать и доказывать геометрические утверждения.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


составлять с использованием свойств геометрических фигур математические

модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин,
исследовать полученные модели и интерпретировать результат.
Отношения


Владеть понятием отношения как метапредметным;



свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство

треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми,
перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные
треугольники;


использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать отношения для построения и исследования математических моделей

объектов реальной жизни.
Измерения и вычисления


Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как

величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на
вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений
площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на
вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в
комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с
применением тригонометрии;


самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных

предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни.
Геометрические построения


Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую

фигуру,


владеть набором методов построений циркулем и линейкой;



проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


выполнять построения на местности;



оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования


Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями;



оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований,

свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования
подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований;


использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и

доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах;


пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


применять свойства движений и применять подобие для построений и

вычислений.
Векторы и координаты на плоскости


Свободно

оперировать

понятиями

вектор,

сумма,

разность

векторов,

произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости,
координаты вектора;


владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на

вычисление и доказательства;


выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему

геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и
получать новые свойства известных фигур;


использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять

уравнения отдельных плоских фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике,

географии и другим учебным предметам.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА
Повторение курса 7-8 класса 3 ч
1. Решение треугольников 16 часов
Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0 до 180;
Теорема косинусов;
Теорема синусов;

Решение треугольников;
Формулы для вычисления площади треугольника.
2. Правильные многоугольники 9 часов.
Правильные многоугольники и их свойства;
Длина окружности; площадь круга.
3. Декартовы координаты на плоскости 11 часов
Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка;
Уравнение фигуры;
Уравнение окружности;
Уравнение прямой;
Угловой коэффициент прямой.
4. Векторы. 13 часов.
Понятие вектора;
Координаты вектора;
Сложение и вычитание векторов;
Умножение вектора на число;
Скалярное произведение векторов.
5. Геометрические преобразования 10 часов
Движение (перемещение) фигуры;
Параллельный перенос;
Осевая и центральная симметрия;
Поворот;
Гомотетия;
Подобие фигур.
6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема раздела и уроков

Количество
часов

Повторение курса 7-8 класса. Решение задач на применение
признаков равенства треугольников
Решение задач на применение на нахождение площадей
многоугольников
Решение задач на применение теоремы Пифагора.

1

Решение треугольников

16

4

Тригонометрические функции угла от 0 до 180.

1

5

Тригонометрические функции угла от 0 до 180.

1

6

Теорема косинусов

1

7

Теорема косинусов

1

8

Теорема косинусов

1

9

Теорема косинусов

1

10

Теорема синусов

1

11

Теорема синусов

1

12

Теорема синусов

1

13

Решение треугольников

1

14

Решение треугольников

1

15

Решение треугольников

1

16

Формулы для нахождения площади треугольника

1

17

Формулы для нахождения площади треугольника

1

18

Формулы для нахождения площади треугольника

1

19

Контрольная работа №1 «Решение треугольников»

1

Правильные многоугольники

9

20

Правильные многоугольники и их свойства

1

21

Правильные многоугольники и их свойства

1

22

Правильные многоугольники и их свойства

1

23

Правильные многоугольники и их свойства

1

24

Длина окружности. Площадь круга

1

25

Длина окружности. Площадь круга

1

26

Длина окружности. Площадь круга

1

27

Длина окружности. Площадь круга

1

28

Контрольная работа №2 «Правильные многоугольники»

1

1
2
3

1
1

Декартовы координаты

11

29

Расстояние между точками с заданными координатами.

1

30

1

32

Расстояние между точками с заданными координатами.
Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками с заданными координатами.
Координаты середины отрезка.
Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

33

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

1

34

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

1

35

Уравнение прямой.

1

36

Уравнение прямой.

1

37

Угловой коэффициент прямой.

1

38

Угловой коэффициент прямой.

1

39

Контрольная работа №3 «Декартовы координаты».

1

Векторы

13

40

Понятие вектора

1

41

Понятие вектора

1

42

Координаты вектора

1

43

Сложение и вычитание векторов.

1

44

Сложение и вычитание векторов.

1

45

Сложение и вычитание векторов.

1

46

Умножение вектора на число.

1

47

Умножение вектора на число.

1

48

Умножение вектора на число.

1

49

Скалярное произведение векторов

1

50

Скалярное произведение векторов

1

51

Скалярное произведение векторов

1

52

Контрольная работа №4 «Векторы»

1

Геометрические преобразования

10

53

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

54

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

55

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

56

Осевая симметрия.

1

57

Осевая симметрия.

1

58

Центральная симметрия. Поворот

1

31

1
1

59

Центральная симметрия. Поворот

1

60

Гомотетия. Подобие фигур.

1

61

Гомотетия. Подобие фигур.

1

62

Контрольная работа № 5 «Геометрические преобразования»

1

Повторение и систематизация учебного материала.

6

63

Решение задания 15. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

64

Решение задания 16. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

65

Решение задания 17. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

66

Решение задания 18. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

67

Решение задания 19 и 20. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

68

Контрольная работа №6 «Обобщение и систематизация знаний

1

учащихся»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».