Рабочая программа по предмету физика 11 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Физика. Базовый уровень. 11 класс» для
общеобразовательных учреждений /Г.Я. Мякишев, М.А. Петрова, С.В. Степанов и др. – 6 – е
изд., - М.: Дрофа, 2022. В данной рабочей программе на изучение физики в 11 классе отводится
2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 68 часов в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок;

- готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, –
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности
людей;
- показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
-устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические
модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических,
проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного
исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные
приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать

значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по
формулам;
- выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения
и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную
зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с
учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели,
физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью. На основе анализа условия
задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и
достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и
межпредметных задач;
- применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин,
приборов и других технических устройств для решения практических, учебноисследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором
физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих
известные физические величины;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических
устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе
имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
2. Содержание учебного предмета.

(практическая часть учебного содержания предмета усилена материально-технической базой
центра «Точка роста», используемого для реализации образовательных программ в рамках
преподавания физики)
Раздел 1. «Электродинамика» (продолжение) (24 ч.).
Глава 1. «Постоянный электрический ток» (9 ч).
Действия электрического тока. Условия существования электрического тока. Сторонние силы.
Электрический ток в проводниках. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника.
Зависимость сопротивления от температуры. [Сверхпроводимость.] Соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Измерение силы тока,
напряжения и сопротивления в электрической цепи. Электродвижущая сила. Источники тока.
Закон Ома для полной цепи
Глава 2. «Электрический ток в средах» (5 ч.).
Экспериментальные обоснования электронной проводимости металлов. Электрический ток в
растворах и расплавах электролитов. [Закон электролиза Фарадея.] Электрический ток в газах.
[Различные типы самостоятельного разряда. Плазма.] Электрический ток в вакууме.
Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.
Глава 3. «Магнитное поле» (6 ч.). Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов.
Индукция магнитного поля. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на
проводник с током. Закон Ампера. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила
Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Глава 4. «Электромагнитная индукция» (4 ч.). Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило
Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. [ЭДС индукции в
движущемся проводнике.] Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Раздел 2. «Колебания и волны» (26 ч.)
Глава 5. «Механические колебания и волны»» (7 ч.) Условия возникновения механических
колебаний. Две модели колебательных систем. Кинематика колебательного движения.
Гармонические колебания. Динамика колебательного движения. Превращение энергии при
гармонических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Волны в среде. Звук.
Глава 6. «Электромагнитные колебания и волны» (8 ч.). Свободные электромагнитные
колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Процессы при гармонических
колебаниях в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания.
Переменный ток. Действующие значения силы токаи напряжения. Резистор в цепи переменного
тока. [Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи
переменного тока. Резонанс в электрических цепях. Мощность в цепи переменного тока.
Трансформатор. [Производство, передача и использование электрической энергии.]
Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Глава 7. «Законы геометрической оптики» (5 ч.). Закон прямолинейного распространения
света. Закон отражения света. Закон преломления света. [Явление полного внутреннего
отражения.] Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Глаз как
оптическая система. [Оптические приборы]
Глава 8. «Волновая оптика» (4 ч.). Измерение скорости света. Дисперсия света. Принцип
Гюйгенса. Интерференция волн. Интерференция света. Дифракция света. [Дифракционная
решетка. Поляризация световых волн.]
Глава 9. «Элементы теории относительности» (2 ч.). Законы электродинамики и принцип
относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты специальной теории относительности. Масса,
импульс и энергия в специальной теории относительности.

Раздел 3. «Квантовая физика» (14 ч.)
Глава 10. «Квантовая физика. Строение атома» (5 ч.) Равновесное тепловое излучение.
Гипотеза Планка. Законы фотоэффекта. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Гипотеза де Бройля. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель
атома водорода по Бору. [Лазеры.]
Глава 11. «Физика атомного ядра. Элементарные частицы» (9 ч.) Методы регистрации
заряженных частиц. Естественная радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Искусственное
превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи атомных ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Биологическое
действие радиоактивных излучений. Применение радиоактивных изотопов. Термоядерные
реакции. [Термоядерный синтез.] Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Раздел 4. Астрономия(4 ч)
Глава 12. «Элементы астрофизики» (4 ч.) Солнечная система. Солнце. Звезды. Наша
Галактика. [Другие галактики.] Простран-ственно-временны е масштабы наблюдаемой
Вселенной. Представления об эволюции Вселенной. [Темная материя и темная энергия.]
Лабораторная работа: (с использованием цифрового и аналогового оборудования
центра «Точкароста»)
№ 1 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
№ 2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
№ 3 «Изготовление гальванического элемента и испытание его в действии»
№ 4 «Исследование колебаний пружинного маятника»
№ 5 «Исследование колебаний нитяного маятника»
№ 6 «Определение скорости звука в воздухе»
№7 «Определение скорости света в веществе»
№ 8 «Исследование явлений интерференции и дифракции света»
№ 9 «Наблюдение сплошных и линейчатых спектров»
№ 10 «Измерение естественного радиационного фона»
Контрольная работа:
№ 1 по теме «Постоянный электрический ток»;
№ 2 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция»;
№ 3 по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания»;
№ 4 по темам «Законы геометрической оптики», «Волновая оптика»;
№ 5 по теме «Квантовая физика»;
№ 6 по теме «Элементы астрофизики»
3. Тематическое планирование
11 класс
№
п/п

1

Тема урока
Раздел 1. « Электродинамика» (продолжение) (24 часа)
Постоянный электрический ток (9 часов)
Условия существования электрического тока. Электрический ток в

Количест
во часов

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28

29
30
31

32
33
34
35

проводниках
Закон Ома для участка цепи. Зависимость сопротивления проводника от
температуры. Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости
сопротивления полупроводника от температуры.
Соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца
Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи
Электродвижущая сила. Источники тока
Закон Ома для полной цепи
Лабораторная работа № 2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока»
Контрольная работа № 1 по теме «Постоянный электрический ток».
Электрический ток в средах (5 ч)
Экспериментальные обоснования электронной проводимости металлов
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза.
Лабораторная работа № 3 «Изготовление гальванического элемента и
испытание его в действии».
Электрический ток в газах
Электрический ток в вакууме
Электрический ток в полупроводниках
Магнитное поле (6 ч)
Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов
Индукция магнитного поля
Линии магнитной индукции
Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера
Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества
Электромагнитная индукция (4 ч)
Опыты Фарадея. Магнитный поток
Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока
Контрольная работа № 2 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная
индукция»
Раздел 2. Колебания и волны (26 ч)
Механические колебания и волны (7 ч)
Условия возникновения механических колебаний. Две модели
колебательных систем
Кинематика колебательного движения. Гармонические колебания
Динамика колебательного движения Лабораторная работа № 4
«Исследование колебаний пружинного маятника»
Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие
колебания Лабораторная работа № 5 «Исследование колебаний нитяного
маятника»
Вынужденные колебания. Резонанс
Механические волны
Волны в среде. Звук Лабораторная работа № 6 «Определение скорости
звука в воздухе»
Электромагнитные колебания и волны (8 ч)
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур
Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре
Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток
Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и
напряжения

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50

51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68

Трансформатор
Электромагнитные волны
Принципы радиосвязи и телевидения
Контрольная работа № 3 по темам «Механические колебания и волны»,
«Электромагнитные колебания»
Законы геометрической оптики (5 ч)
Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света
Закон преломления света
Линзы. Формула тонкой линзы
Построение изображений в тонких линзах
Глаз как оптическая система
Волновая оптика (4 ч)
Измерение скорости света. Дисперсия света. Лабораторная работа №7
«Определение скорости света в веществе»
Принцип Гюйгенса. Интерференция волн
Интерференция света. Дифракция света Лабораторная работа №8
«Исследование явлений интерференции и дифракции света»
Контрольная работа № 4 по темам «Законы геометрической оптики»,
«Волновая оптика»
Элементы теории относительности (2 ч)
Законы электродинамики и принцип относительности Постулаты
специальной теории относительности
Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности
Раздел 3. Квантовая физика (14ч)
Световые кванты. Атомная физика (5 ч)
Равновесное тепловое излучение
Законы фотоэффекта
Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм
Планетарная модель атома
Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору Лабораторная работ № 9
«Наблюдение сплошных и линейчатых спектров»
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (9 ч)
Методы регистрации заряженных частиц
Естественная радиоактивность
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы
Искусственное превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель
атомного ядра
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор
Биологическое действие радиоактивных излучений Лабораторная работа №
10 «Измерение естественного радиационного фона».
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия
Контрольная работа № 5 по теме «Квантовая физика»
Раздел 4. Астрономия (4ч)
Элементы астрофизики (4 ч)
Солнечная система.
Солнце. Звезды.
Наша Галактика
Контрольная работа № 6 по теме «Элементы астрофизики»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».