Рабочая программа по предмету астрономия 11 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» для
общеобразовательных учреждений /В.М. Чаругин - М.: Просвещение, 2018.
В данной рабочей программе на изучение астрономии в 11 классе отводится 1 час в
неделю, 34 часа в год.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса).
Личностными результатами:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации
и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
-сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
2. Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (2ч)

Структура и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной.
Целью изучения данной темы - познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звездами,
звездными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами,
протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с
характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также
приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских
телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными
телами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5ч)
Звёздное небо. Небесные координаты.
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике.
Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный
экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат.
Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного
затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и
солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский
календари.
Цель изучения данной темы - формирование у учащихся о виде звездного неба,
разбиение его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий,
развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от
ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в
количественном отношении изучать видимые движения тел. также целью является
изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого - получение
представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения
представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времен - измерении
времени и ведении календаря.
Небесная механика (4ч)
Система мира.
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца.
Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы движения планет. (Законы Кеплера)
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного
тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А.
Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные полёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты
стартов.
Целью изучения темы - развитие представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; законы Кеплера о движении планет
и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелеты.
Строение Солнечной системы (6ч)
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их
принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел
солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй.
Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и
предварение равноденствий.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый
эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на
Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты. Планеты-карлики и их свойства.
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и
Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа
метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь
между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов.
Природа метеоритных кратеров.
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Целью изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы,
изучить физическую природу Земли и Луны, явление приливов и прецессии; понять
физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планеткарликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие
представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на
происхождение Солнечной системы и современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звездная астрономия (6ч)
Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического
состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на
Землю и биосферу.
Внутреннее строение и источники энергии Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и
термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца
наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от
Солнца.
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и
химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы.
Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью
звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и
сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и
нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс
двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид.
Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во
Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными
системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на
поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики
вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой
Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа.
Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности.
Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная
эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием
нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных
скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Целью изучения темы – получить представление о разных типах оптических
телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и
результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях
солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как
астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино

подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление:
об основных характеристиках звезд, их взаимосвязи, внутреннем строении звезд
различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр,
узнать как двойные звезды помогают определить массы звезд, а пульсирующие звезды –
расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звездах, узнать,
как живут и умирают звезды.
Млечный путь – наша Галактика (2ч)
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как
концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых
звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике.
Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные
наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики
сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры.
Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Целью изучения темы – получить представление о нашей Галактике – Млечном Пути,
об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых
скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей,
скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной
дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3ч)
Классификация галактик
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства
спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах
галактик и определение расстояния до них.Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная
материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики.
Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в
них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и
масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в
скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура
распределения галактики скоплений галактик.
Целью изучения темы – получить представление о различных типах галактик, об
определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах,
и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой темной массы в них; получить

представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах,
протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем
межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории
относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение
радиуса и возраста Вселенной.
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение.
. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и
необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость
не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной
от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Целью изучения темы – получить представление об уникальном объекте – Вселенной
в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о
парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории
относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной;
узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о
радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды
жизни Вселенной и о природе реликтового изучения, о современных наблюдениях
ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного
расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия
увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного
отталкивания.
Обнаружение планет около других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка
условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для
жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной.
Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Целью изучения темы – показать современные направления изучения Вселенной,
рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений
сверхновых звезд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной
энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об
экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе
высокоразвитых цивилизаций а нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных
цивилизаций и проблемах связи с ними.
Повторение (1ч)
Главная цель применения итогового теста - установить уровень знаний. Тест
определяется как система заданий возрастающей трудности, специфической формы,
позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру
подготовленности учащихся, и на этой основе определить место (или рейтинг) каждого
ученика. Система означает, что в тесте собраны такие интегрированные задания, которые
обладают системообразующими свойствами. Уровень знаний выявляется при анализе
ответов каждого ученика на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше
индивидуальный тестовый балл испытуемого. Обычно этот тестовый балл ассоциируется
с понятием "уровень знаний" и проходит процедуру уточнения на основе той или иной
модели педагогического измерения. Один и тот же уровень знаний может быть получен за
счет ответов на различные задания.
6. Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Структура и масштабы Вселенной
Далёкие глубины Вселенной
Звёздное небо
Небесные координаты
Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения
Время и календарь
Система мира
Законы движения планет
Космические скорости
Межпланетные полеты
Современные представление о строении Солнечной системы
Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю
Планеты земной группы
Планеты – гиганты. Планеты - карлики
Малые тела солнечной системы
Современные представление о происхождении Солнечной

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ИТОГО

системы
Методы астрономических исследований
Солнце. Внутреннее строение и источники энергии Солнца.
Основные характеристики звезд. Внутреннее строение звезд
Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры.
Двойные, кратные и переменные звезды
Новые и сверхновые звезды.
Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные
скопления.
Свезхмассивная черная дыра в центре Галактики
Классификация галактик
Активные галактики и квазары
Скопления галактик
Конечность и бесконечность Вселенной - парадоксы
классической космологии.
Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной и
реликтовое излучение.
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Обнаружение планет около других звёзд.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Повторение – итоговый контрольный тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».