Рабочая программа по биологии 11 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету
«БИОЛОГИЯ»

11 класс
(базовый уровень)

Программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.
Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.
Пономарева, О.А. Корнилова, Лощина Т.Е.; под ред. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд. перераб.
-М.: Вентана-Граф, 2008.
В данной рабочей программе на изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю,
из расчёта 34 учебных недель – 68 часов в год.

I. Планируемые результаты
Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готовогок участию в
общественной жизни;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правоваяи политическая
грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- Интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), Интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни МБОУ «Санномыская СОШ», ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
в жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри МБОУ «Санномыская СОШ», так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;

- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости,используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.

II. Содержание учебного предмета.
Глава 1. Организменный уровень жизни. (30ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы
жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности
многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Размножение
организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от зарождения до смерти
(онтогенез). Из истории развития генетики. Изменчивость признаков организма и ее типы
Генетические закономерности, открытие Г. Менделем. Дигибридное скрещивание.
Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Генетика пола и наследование,
сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены. Их влияние на живую
природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения
биотехнологии и этические аспекты ее исследований. Факторы определяющие здоровье
человека. Творчество в жизни человека и общества. Царство Вирусы: разнообразие и
значение. Вирусные заболевания. Вирусология-наука о вирусах.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 "Решение элементарных задач по генетике".
Глава 2. Клеточный уровень жизни. (21ч)
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап
эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки.
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и
эукариот. Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз. Особенности образования
половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль
бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе
человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии.
Гармония и целесообразность в живой природе.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №2 " Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика
корня".
Глава 3. Молекулярный уровень жизни. (17ч)
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические
соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот.
Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы
расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в
оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды
как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры. Заключение:
структурные уровни организации живой природы.

III. Тематическое планирование
11 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14,15,16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38-39
40
41
42
43
44
45
46
47

Раздел. Тема урока
Глава 1. Организменный уровень жизни. (30ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Организм как биосистема.
Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Типы питания и способы добывания пищи.
Размножение организмов.
Оплодотворение и его значение.
Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).
Из истории развития генетики.
Изменчивость признаков организма и ее типы
Генетические закономерности, открытие Г. Менделем.
Дигибридное скрещивание.
Лабораторная работа №1 "Решение элементарных задач по генетике".
Взаимодействие генов.
Генетические основы селекции.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Мутагены. Их влияние на живую природу и человека.
Этические аспекты медицинской генетики.
Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.
Факторы, определяющие здоровье человека.
Творчество в жизни человека и общества.
Царство Вирусы: разнообразие и значение.
Вирусные заболевания.
Вирусология-наука о вирусах.
Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
Контрольная работа по главе 1.
Глава 2. Клеточный уровень жизни. (21ч)
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
Многообразие клеток. Ткани.
Строение клетки.
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
Особенности клеток прокариот и эукариот.
Клеточный цикл.
Деление клетки - митоз и мейоз.
Лабораторная работа №2 " Исследование фаз митоза на
микропрепарате клеток кончика корня".
Особенности образования половых клеток.
Структура и функции хромосом.
Многообразие прокариот.
Роль бактерий в природе.
Многообразие одноклеточных эукариот.
Микробиология на службе человека.
История развития науки о клетке.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

Дискуссионные проблемы цитологии.
Гармония и целесообразность в живой природе.
Обобщение и систематизация знаний по главе 2.
Контрольная работа по главе 2.
Глава 3. Молекулярный уровень жизни. (17ч)
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.
52-53
Основные химические соединения живой материи.
54
Структура и функции нуклеиновых кислот.
55
Процессы синтеза в живых клетках.
56
Процессы биосинтеза белка.
57
Молекулярные процессы расщепления.
58
Регуляторы биомолекулярных процессов.
59
Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.
60
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная
61
экологическая проблема.
Время экологической культур.
62
Заключение: структурные уровни организации живой природы.
63
Обобщение и систематизация знаний по главе 3.
64
65,66,67 Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс.
Итоговая контрольная работа за пройденный курс.
68
48
49
50
51

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».