Рабочая программа ФГОС по биологии 9 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету
«БИОЛОГИЯ»

9 класс
(базовый уровень)

Программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева
И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.
И.Н. Пономаревой.- 6-е изд. перераб. -М.: Вентана-Граф, 2018.
Биология в основной школе изучается в 9 классе 68 часов (2 ч. в
неделю).

I. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью,
своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:
- выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности
организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей
среды; необходимости защиты окружающей среды;
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов.
ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места
и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового
растения, органов и систем органов животных, растений разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к
среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов,
систем органов с их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов; постановка биологических опытов и
объяснение их результатов.

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- - соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведение
наблюдений за состоянием собственного организма.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов
(вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для
сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости
защиты окружающей среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на
основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости,
возникновения приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные
признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и
описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в
агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде
письменных сообщений, докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и
здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
современных проблемах в области биологии и охраны окружающей
среды на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных
задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в
области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии,
медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную

деятельность, учитывать мнение окружающих и
оценивать собственный вклад в деятельность группы.

адекватно

II. Содержание курса биологии 9-го класса
Биология. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.. 9 класс
(68 часов)
Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс
Тема 1. Общие закономерности жизни (3 часа)
Отличительные признаки живых организмов.
Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне
(12 часов)
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли.
Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль
питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в
жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое
размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Лабораторная работа №1. «Изучение клеток и тканей растений и
животных на готовых микропрепаратах и их описание»
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная
и ненаследственная изменчивость.
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле
(19 часов)
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая
единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за
существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие
видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде
обитания» (на конкретных примерах).

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды
(16 часов)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда—источник веществ,
энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия
разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и
превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский
— основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение
и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Практическая работа №1. «Изучение и описание экосистемы своей
местности».
III. Тематическое планирование
№ Раздел. Тема урока
Количество часов
Глава 1. Общие закономерности жизни
3
1
1 Биология - наука о животном мире
1
2 Методы биологических исследований
1
3 Общие свойства живых организмов и их
разнообразие
Глава 2. Явления и закономерности жизни на
12
клеточном уровне
1
4 Многообразие клеток
1
5 Химические вещества в клетках
1
6 Строение клетки
1
7 Органоиды клетки и их функции
1
8 Обмен веществ – основа существования
клетки
1
9 Биосинтез белка в клетке
1
10 Биосинтез углеводов - фотосинтез
1
11 Обеспечение клеток энергией
1
12 Размножение клетки и ее жизненный цикл
1
13 Лабораторная работа №1. «Изучение клеток
и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах и их описание»
1
14 Обобщение систематизация знаний по
теме: Явления и закономерности жизни на
клеточном уровне

15 Контрольный зачет по главам 1-2
Глава 3. Закономерности жизни на
организменном уровне
16 Организм – открытая живая система
17 Примитивные организмы
18 Растительный организм и его особенности
19 Многообразие растений и их значение в
природе
20 Организмы царства грибов и лишайников
21 Животный организм и его особенности
22 Разнообразие животных
23 Сравнение свойств организма животных и
человека
24 Размножение живых организмов
25 Индивидуальное развитие
26 Образование половых клеток. Мейоз
27 Изучение механизма наследственности
28 Основные закономерности наследственности
признаков у организмов
29 Закономерности изменчивости
30 Ненаследственная изменчивость
31 Основы селекции организмов
32 Лабораторная работа №2 «Выявление
изменчивости у организмов»
33 Контрольный зачет
по главе 3
Глава 4. Закономерности происхождения и
развития жизни на Земле
34 Представление о возникновении жизни на
Земле
35 Современные представления о возникновении
жизни на Земле
36 Значение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ в развитии жизни
37 Этапы развития жизни на Земле
38 Идеи развития органического мира в биологии
39 Чарлз Дарвин об эволюции органического
мира
40 Современные представления об эволюции
органического мира
41 Вид, его критерии и структура
42 Процесс образования видов
43 Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов
44 Основные направления эволюции

1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45 Примеры эволюционных преобразований
живых организмов
46 Основные закономерности эволюции
47 Человек – представитель животного мира
48 Эволюционное происхождение человека
49 Этапы эволюции человека
50 Человеческие расы, их родство и
происхождение. Человек как житель
биосферы и его влияние на природу Земли
51 Лабораторная работа №3 «Выявление
приспособлений у организмов к среде
обитания»
52 Контрольный зачет
по главе 4.
Глава 5. Закономерности взаимоотношений
организмов и среды
53 Условия жизни на Земле
54 Общие законы действия факторов среды на
организмы
55 Приспособленность организмов к действию
факторов среды
56 Биотические связи в природе
57 Популяции
58 Функционирование популяций в природе
59 Сообщества
60 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
61 Развитие и смена биогеоценозов
62 Основные законы устойчивости живой
природы
63 Экологические проблемы в биосфере
64 Охрана природы
65 Практическая работа №1. «Изучение и
описание экосистемы своей местности».
66 Обобщение и систематизация знаний по главе
5: «Закономерности взаимоотношений
организмов и среды».
67 Обобщение и систематизация знаний за
пройденный курс.
68 Контрольный зачет за пройденный курс
биологии 9 класс.

1
1
1
1
1
1

1

1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».