Рабочая программа по предмету «БИОЛОГИЯ» 9 класс (базовый уровень) Программу составил: учитель биологии и химии Малашта Сергей Борисович 2022г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой.- 6-е изд. перераб. -М.: Вентана-Граф, 2018. Биология в основной школе изучается в 9 классе 68 часов (2 ч. в неделю). I. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Личностные результаты освоения учебного предмета: - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты освоения учебного предмета: - выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); - приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; - соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; - сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов. - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма. Общие биологические закономерности Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и оценивать собственный вклад в деятельность группы. адекватно II. Содержание курса биологии 9-го класса Биология. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.. 9 класс (68 часов) Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс Тема 1. Общие закономерности жизни (3 часа) Отличительные признаки живых организмов. Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов) Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Лабораторная работа №1. «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание» Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 часов) Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов» Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 часов) Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» (на конкретных примерах). Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 часов) Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда—источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Практическая работа №1. «Изучение и описание экосистемы своей местности». III. Тематическое планирование № Раздел. Тема урока Количество часов Глава 1. Общие закономерности жизни 3 1 1 Биология - наука о животном мире 1 2 Методы биологических исследований 1 3 Общие свойства живых организмов и их разнообразие Глава 2. Явления и закономерности жизни на 12 клеточном уровне 1 4 Многообразие клеток 1 5 Химические вещества в клетках 1 6 Строение клетки 1 7 Органоиды клетки и их функции 1 8 Обмен веществ – основа существования клетки 1 9 Биосинтез белка в клетке 1 10 Биосинтез углеводов - фотосинтез 1 11 Обеспечение клеток энергией 1 12 Размножение клетки и ее жизненный цикл 1 13 Лабораторная работа №1. «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание» 1 14 Обобщение систематизация знаний по теме: Явления и закономерности жизни на клеточном уровне 15 Контрольный зачет по главам 1-2 Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне 16 Организм – открытая живая система 17 Примитивные организмы 18 Растительный организм и его особенности 19 Многообразие растений и их значение в природе 20 Организмы царства грибов и лишайников 21 Животный организм и его особенности 22 Разнообразие животных 23 Сравнение свойств организма животных и человека 24 Размножение живых организмов 25 Индивидуальное развитие 26 Образование половых клеток. Мейоз 27 Изучение механизма наследственности 28 Основные закономерности наследственности признаков у организмов 29 Закономерности изменчивости 30 Ненаследственная изменчивость 31 Основы селекции организмов 32 Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов» 33 Контрольный зачет по главе 3 Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле 34 Представление о возникновении жизни на Земле 35 Современные представления о возникновении жизни на Земле 36 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни 37 Этапы развития жизни на Земле 38 Идеи развития органического мира в биологии 39 Чарлз Дарвин об эволюции органического мира 40 Современные представления об эволюции органического мира 41 Вид, его критерии и структура 42 Процесс образования видов 43 Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов 44 Основные направления эволюции 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45 Примеры эволюционных преобразований живых организмов 46 Основные закономерности эволюции 47 Человек – представитель животного мира 48 Эволюционное происхождение человека 49 Этапы эволюции человека 50 Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли 51 Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» 52 Контрольный зачет по главе 4. Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды 53 Условия жизни на Земле 54 Общие законы действия факторов среды на организмы 55 Приспособленность организмов к действию факторов среды 56 Биотические связи в природе 57 Популяции 58 Функционирование популяций в природе 59 Сообщества 60 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера 61 Развитие и смена биогеоценозов 62 Основные законы устойчивости живой природы 63 Экологические проблемы в биосфере 64 Охрана природы 65 Практическая работа №1. «Изучение и описание экосистемы своей местности». 66 Обобщение и систематизация знаний по главе 5: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». 67 Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс. 68 Контрольный зачет за пройденный курс биологии 9 класс. 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1