Рабочая программа по предмету информатика 7-9 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету информатика
7-9 класс
(Базовый уровень)

Рабочую программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена на основе авторской
программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы)
(авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, БИНОМ, 2017) и
базисного учебного плана.
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 7 – 9
классах, общее количество часов: 102 (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе, 34 часа в 9
классе).
I. Планируемые предметные результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования, уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они
показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от
выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская
компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются
отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со
всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Обучающийся научится:










декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные
параметры информационных объектов и
процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время
передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы,
схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать
графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков,
диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели
объекту-оригиналу и целям моделирования.

Обучающийся получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита
 переводить
небольшие
десятичные
числа
из
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том
числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
 научиться решать логические задачи путем составления логических
выражений и их преобразования с использованием основных свойств
логических операций.
 сформировать представление о моделировании как методе научного познания;
о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов
 научиться строить математическую
модель задачи – выделять исходные
данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Обучающийся научится:















понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия
у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление»,
«цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или
иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач,
решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Обучающийся получит возможность научиться:
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов
массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами;
суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/
наименьшего элементов массива и др.);
 разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
 разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;
 использовать основные приёмы обработки информации в электронных
таблицах;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами.
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций.
Ученик получит возможность:





научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы;








расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований
информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.
II. Содержание курса «Информатика и ИКТ»
7 класс (34 часов)
Глава 1. Человек и информация. 7ч.

Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные
процессы. Измерение информации. Неопределенность знания и количество информации.
Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
Глава 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение. 10ч.
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен персональный
компьютер. Основные характеристики ПК. Программное обеспечение компьютера. О
системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах.
Пользовательский интерфейс. Обобщение и систематизация знаний по главе 2.
Контрольная работа по главе 1 и 2.
Глава 3. Текстовая информация и компьютер. 5ч.
Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором.
Дополнительные возможности текстовых процессоров. Система перевода и распознавания
текстов.
Глава 4. Графическая информация и компьютер. 7ч.
Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируются
изображения. Растровая и векторная графика. Работа с графическим редактором
растрового типа. Работа с графическим редактором векторного типа. Форматы
графических файлов.
Глава 5. Мультимедиа и компьютерные презентации. 5ч.
Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства
мультимедиа. Компьютерные презентации. Обобщение и систематизация знаний по
пройденному курсу. Итоговая контрольная работа за пройденный курс.

Тематическое планирование 7 класс.
№

Раздел. Тема урока.

Количество часов
Глава I. Человек и информация. 7ч.
1
Информация и знания.
1
2
Восприятие и представление информации.
1
3
Информационные процессы.
1
3,5 Измерение информации.
2
6
Неопределенность знания и количество информации.
1
7
Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
1
Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспечение. 10ч.
8
Назначение и устройство компьютера.
1
9
Компьютерная память.
1
10 Как устроен персональный компьютер.
1
11 Основные характеристики ПК.
1
12 Программное обеспечение компьютера.
1
13 О системном ПО и системах программирования.
1
14 О файлах и файловых структурах.
1
15 Пользовательский интерфейс.
1
16 Обобщение и систематизация знаний по главе 2.
1
17 Контрольная работа по главе 1 и 2.
1
Глава III. Текстовая информация и компьютер. 5ч.
18 Тексты в компьютерной памяти.
1
19 Текстовые редакторы.
1
20 Работа с текстовым редактором.
1
21 Дополнительные возможности текстовых процессоров.
1
22 Система перевода и распознавания текстов.
1
Глава IV. Графическая информация и компьютер. 7ч.
23 Компьютерная графика.
1
24 Технические средства компьютерной графики.
1
25 Как кодируются изображения.
1
26 Растровая и векторная графика.
1
27 Работа с графическим редактором растрового типа.
1
28 Работа с графическим редактором векторного типа.
1
29 Форматы графических файлов.
1
Глава V. Мультимедиа и компьютерные презентации. 5ч.
30 Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук.
1
31 Технические средства мультимедиа.
1
32 Компьютерные презентации.
1
33 Обобщение и систематизация знаний по пройденному курсу.
1
34 Итоговая контрольная работа за пройденный курс.
1

II. Содержание курса «Информатика и ИКТ».
8 класс (34 часов)
Глава I. Передача информации в компьютерных сетях. 7ч.
Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги компьютерных
сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Интернет и Всемирная паутина. Способы
поиска в интернете. Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование
и разархивирование файлов.
Глава II. Информационное моделирование. 7ч.
Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели.
Информационное моделирование. Системы, модели, графы. Объектно-информационные
модели. Обобщение и систематизация знаний по главе 1 и 2. Контрольная работа по главе
1 и 2.
Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных. 8ч.
Основные понятия. Что такое система управления базами данных. Создание и заполнение
баз данных. Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые
логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка,
удаление и добавления записей. Обобщение и систематизация знаний по главе 3.
Глава IV. Табличные вычисления на компьютере. 12ч.
История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Числа в
памяти компьютера. Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. Работа
с диапазонами. Относительная адресация. Деловая графика. Условная функция.
Логические функции и абсолютные адреса. Электронные таблицы и математическое
моделирование. Пример имитационной модели. Обобщение и систематизация знаний за
пройденный курс. Итоговая контрольная работа за пройденный курс.

Тематическое планирование 8 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Раздел. Тема урока.
Количество часов
Глава I. Передача информации в компьютерных сетях. 7ч.
Как устроена компьютерная сеть.
1
Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей.
1
Аппаратное и программное обеспечение.
1
Интернет и Всемирная паутина.
1
Способы поиска в интернете.
1
Передача информации по техническим каналам связи.
1
Архивирование и разархивирование файлов.
1
Глава II. Информационное моделирование. 7ч.
Что такое моделирование.
1
Графические информационные модели.
1
Табличные модели.
1
Информационное моделирование.
1
Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели.
1
Обобщение и систематизация знаний по главе 1 и 2.
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Контрольная работа по главе 1 и 2.
1
Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных. 8ч.
Основные понятия.
1
Что такое система управления базами данных.
1
Создание и заполнение баз данных.
1
Основы логики: логические величины и формулы.
1
Условия выбора и простые логические выражения.
1
Условия выбора и сложные логические выражения.
1
Сортировка, удаление и добавления записей.
1
Обобщение и систематизация знаний по главе 3.
1
Глава IV. Табличные вычисления на компьютере. 12ч.
История чисел и систем счисления.
1
Перевод чисел и двоичная арифметика.
1
Числа в памяти компьютера.
1
Что такое электронная таблица.
1
Правила заполнения таблицы.
1
Работа с диапазонами. Относительная адресация.
1
Деловая графика. Условная функция.
1
Логические функции и абсолютные адреса.
1
Электронные таблицы и математическое моделирование.
1
Пример имитационной модели.
1
Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс.
1
Итоговая контрольная работа за пройденный курс.
1
II. Содержание курса «Информатика и ИКТ».
9 класс (34 часа)
Глава I. Управление и кибернетика. 8ч.
Управление и кибернетика. Управления с обратной связью. Определение и свойства
алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и
подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация
алгоритма. Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
Глава II. Введение в программирование. 17ч.

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные
вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся
структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с
компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы.
Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего
элемента массива. Сортировка массива. Обобщение и систематизация знаний по главе 2.
Контрольная работа по главе 1 и 2.
Глава III. Информационные технологии и общество. 9ч.
Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ.
Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования
информационного общества. Информационная безопасность. Обобщение и
систематизация знаний за пройденный курс. Итоговая контрольная работа за пройденный
курс.

Тематическое планирование 9 класс.

№

Раздел. Тема урока.
Количество часов
Глава I. Управление и кибернетика. 8ч.
1
Управление и кибернетика.
1
2
Управления с обратной связью.
1
3
Определение и свойства алгоритма.
1
4
Графический учебный исполнитель.
1
5
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
1
6
Циклические алгоритмы.
1
7
Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
1
8
Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
1
Глава II. Введение в программирование. 17ч.
9
Что такое программирование.
1
10
Алгоритмы работы с величинами.
1
11
Линейные вычислительные алгоритмы.
1
12
Знакомство с языком Паскаль.
1
13
Алгоритмы с ветвящейся структурой.
1
14
Программирование ветвлений на Паскале.
1
15
Программирование диалога с компьютером.
1
16
Программирование циклов.
1
17
Алгоритм Евклида.
1
18
Таблицы и массивы.
1
19
Массивы в Паскале.
1
20
Одна задача обработки массива.
1
21
Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива.
1
22
Сортировка массива.
1
23,24 Обобщение и систематизация знаний по главе 2.
2
25
Контрольная работа по главе 1 и 2.
1
Глава III. Информационные технологии и общество. 9ч.
26
Предыстория информатики.
1
27
История ЭВМ.
1
28
История программного обеспечения и ИКТ.
1
29
Информационные ресурсы современного общества.
1
30
Проблемы формирования информационного общества.
1
31
Информационная безопасность.
1
32,33 Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс.
2
34
Итоговая контрольная работа за пройденный курс.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».