Рабочая программа по предмету информатика 7-9 класс (Базовый уровень) Рабочую программу составил: учитель биологии и химии Малашта Сергей Борисович 2022г. Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, БИНОМ, 2017) и базисного учебного плана. Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 7 – 9 классах, общее количество часов: 102 (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). I. Планируемые предметные результаты изучения информатики Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Раздел 1. Введение в информатику Обучающийся научится: декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. Обучающийся получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций. сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Обучающийся научится: понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов. исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Обучающийся получит возможность научиться: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.); разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Выпускник научится: называть функции и характеристики основных устройств компьютера; описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; оперировать объектами файловой системы; применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах; работать с формулами; визуализировать соотношения между числовыми величинами. осуществлять поиск информации в готовой базе данных; основам организации и функционирования компьютерных сетей; составлять запросы для поиска информации в Интернете; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций. Ученик получит возможность: научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений. II. Содержание курса «Информатика и ИКТ» 7 класс (34 часов) Глава 1. Человек и информация. 7ч. Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы. Измерение информации. Неопределенность знания и количество информации. Обобщение и систематизация знаний по главе 1. Глава 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение. 10ч. Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс. Обобщение и систематизация знаний по главе 2. Контрольная работа по главе 1 и 2. Глава 3. Текстовая информация и компьютер. 5ч. Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Система перевода и распознавания текстов. Глава 4. Графическая информация и компьютер. 7ч. Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируются изображения. Растровая и векторная графика. Работа с графическим редактором растрового типа. Работа с графическим редактором векторного типа. Форматы графических файлов. Глава 5. Мультимедиа и компьютерные презентации. 5ч. Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Обобщение и систематизация знаний по пройденному курсу. Итоговая контрольная работа за пройденный курс. Тематическое планирование 7 класс. № Раздел. Тема урока. Количество часов Глава I. Человек и информация. 7ч. 1 Информация и знания. 1 2 Восприятие и представление информации. 1 3 Информационные процессы. 1 3,5 Измерение информации. 2 6 Неопределенность знания и количество информации. 1 7 Обобщение и систематизация знаний по главе 1. 1 Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспечение. 10ч. 8 Назначение и устройство компьютера. 1 9 Компьютерная память. 1 10 Как устроен персональный компьютер. 1 11 Основные характеристики ПК. 1 12 Программное обеспечение компьютера. 1 13 О системном ПО и системах программирования. 1 14 О файлах и файловых структурах. 1 15 Пользовательский интерфейс. 1 16 Обобщение и систематизация знаний по главе 2. 1 17 Контрольная работа по главе 1 и 2. 1 Глава III. Текстовая информация и компьютер. 5ч. 18 Тексты в компьютерной памяти. 1 19 Текстовые редакторы. 1 20 Работа с текстовым редактором. 1 21 Дополнительные возможности текстовых процессоров. 1 22 Система перевода и распознавания текстов. 1 Глава IV. Графическая информация и компьютер. 7ч. 23 Компьютерная графика. 1 24 Технические средства компьютерной графики. 1 25 Как кодируются изображения. 1 26 Растровая и векторная графика. 1 27 Работа с графическим редактором растрового типа. 1 28 Работа с графическим редактором векторного типа. 1 29 Форматы графических файлов. 1 Глава V. Мультимедиа и компьютерные презентации. 5ч. 30 Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. 1 31 Технические средства мультимедиа. 1 32 Компьютерные презентации. 1 33 Обобщение и систематизация знаний по пройденному курсу. 1 34 Итоговая контрольная работа за пройденный курс. 1 II. Содержание курса «Информатика и ИКТ». 8 класс (34 часов) Глава I. Передача информации в компьютерных сетях. 7ч. Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в интернете. Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов. Глава II. Информационное моделирование. 7ч. Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование. Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели. Обобщение и систематизация знаний по главе 1 и 2. Контрольная работа по главе 1 и 2. Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных. 8ч. Основные понятия. Что такое система управления базами данных. Создание и заполнение баз данных. Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, удаление и добавления записей. Обобщение и систематизация знаний по главе 3. Глава IV. Табличные вычисления на компьютере. 12ч. История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. Работа с диапазонами. Относительная адресация. Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели. Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс. Итоговая контрольная работа за пройденный курс. Тематическое планирование 8 класс. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел. Тема урока. Количество часов Глава I. Передача информации в компьютерных сетях. 7ч. Как устроена компьютерная сеть. 1 Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей. 1 Аппаратное и программное обеспечение. 1 Интернет и Всемирная паутина. 1 Способы поиска в интернете. 1 Передача информации по техническим каналам связи. 1 Архивирование и разархивирование файлов. 1 Глава II. Информационное моделирование. 7ч. Что такое моделирование. 1 Графические информационные модели. 1 Табличные модели. 1 Информационное моделирование. 1 Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели. 1 Обобщение и систематизация знаний по главе 1 и 2. 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Контрольная работа по главе 1 и 2. 1 Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных. 8ч. Основные понятия. 1 Что такое система управления базами данных. 1 Создание и заполнение баз данных. 1 Основы логики: логические величины и формулы. 1 Условия выбора и простые логические выражения. 1 Условия выбора и сложные логические выражения. 1 Сортировка, удаление и добавления записей. 1 Обобщение и систематизация знаний по главе 3. 1 Глава IV. Табличные вычисления на компьютере. 12ч. История чисел и систем счисления. 1 Перевод чисел и двоичная арифметика. 1 Числа в памяти компьютера. 1 Что такое электронная таблица. 1 Правила заполнения таблицы. 1 Работа с диапазонами. Относительная адресация. 1 Деловая графика. Условная функция. 1 Логические функции и абсолютные адреса. 1 Электронные таблицы и математическое моделирование. 1 Пример имитационной модели. 1 Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс. 1 Итоговая контрольная работа за пройденный курс. 1 II. Содержание курса «Информатика и ИКТ». 9 класс (34 часа) Глава I. Управление и кибернетика. 8ч. Управление и кибернетика. Управления с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Обобщение и систематизация знаний по главе 1. Глава II. Введение в программирование. 17ч. Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива. Сортировка массива. Обобщение и систематизация знаний по главе 2. Контрольная работа по главе 1 и 2. Глава III. Информационные технологии и общество. 9ч. Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс. Итоговая контрольная работа за пройденный курс. Тематическое планирование 9 класс. № Раздел. Тема урока. Количество часов Глава I. Управление и кибернетика. 8ч. 1 Управление и кибернетика. 1 2 Управления с обратной связью. 1 3 Определение и свойства алгоритма. 1 4 Графический учебный исполнитель. 1 5 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. 1 6 Циклические алгоритмы. 1 7 Ветвление и последовательная детализация алгоритма. 1 8 Обобщение и систематизация знаний по главе 1. 1 Глава II. Введение в программирование. 17ч. 9 Что такое программирование. 1 10 Алгоритмы работы с величинами. 1 11 Линейные вычислительные алгоритмы. 1 12 Знакомство с языком Паскаль. 1 13 Алгоритмы с ветвящейся структурой. 1 14 Программирование ветвлений на Паскале. 1 15 Программирование диалога с компьютером. 1 16 Программирование циклов. 1 17 Алгоритм Евклида. 1 18 Таблицы и массивы. 1 19 Массивы в Паскале. 1 20 Одна задача обработки массива. 1 21 Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива. 1 22 Сортировка массива. 1 23,24 Обобщение и систематизация знаний по главе 2. 2 25 Контрольная работа по главе 1 и 2. 1 Глава III. Информационные технологии и общество. 9ч. 26 Предыстория информатики. 1 27 История ЭВМ. 1 28 История программного обеспечения и ИКТ. 1 29 Информационные ресурсы современного общества. 1 30 Проблемы формирования информационного общества. 1 31 Информационная безопасность. 1 32,33 Обобщение и систематизация знаний за пройденный курс. 2 34 Итоговая контрольная работа за пройденный курс. 1