Рабочая программ по предмету химия 9 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету

«Химия»
9 класс
(базовый уровень)

Программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе
основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна
«Химия. 9 класс». Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего
образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна.
Химия в основной школе изучается в 8 классе 68 часов (2 ч. в неделю).

I. Планируемые результаты
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ФГОС основного общего образования определяет три вида результатов
обучения предмету:
Личностные результаты обучения:
— знание и понимание: основных исторических событий, связанных с
развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций
своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области
химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в
чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ;
основных прав и обязанностей гражданина (в том числе обучающегося),
связанных с личностным, профессиональным и жизненным
самоопределением; социальной значимости и содержания профессий,
связанных с химией;
— чувство гордости за российскую химическую науку и достижения
ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное
отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным
достижениям в изучении химии;
— признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих
людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального
признания;
— осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
— проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и
любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий;
— умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего
это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом
успешности изучения химии и собственных
приоритетов.

o
o














Метапредметные результаты:
— использование различных источников химической информации;
получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа
информационного продукта и его презентация;
— применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента,
моделирования, измерения и т. д.) для изучения химических объектов;
— использование основных логических операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, доказательства, систематизации, классификации и
др.) при изучении химических объектов;
— формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных
химических закономерностей;
— прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения,
а также установления аналогии;
— формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности;
— определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и
их достижения;
— раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением,
свойствами, применением, нахождением в природе и получением важнейших
химических веществ;
— аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии
по материалам химического содержания.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;




высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
Предметные результаты:
Знание (понимание):
— химической символики: знаков химических элементов, формул
химических веществ, уравнений химических реакций;
— важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции,
основные типы реакций в неорганической химии;
— формулировок основных законов и теорий химии: атомэлектролитической диссоциации и учения о химической реакции
немолекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства
состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева; теории
строения атома и учения о строении вещества; теории
Умение называть:
— химические элементы;
— соединения изученных классов неорганических веществ;
— органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснение:
— физического смысла атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И.
Менделеева, к которым элемент принадлежит;
— закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими
высших оксидов и гидроксидов;
— сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Умение характеризовать:
— химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
— взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических
веществ;
— химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов,
кислот, оснований, амфотерных соединений и солей).
Определение:
— состава веществ по их формулам;
— валентности и степени окисления элементов в соединении;— видов химической связи в соединениях;
— типов кристаллических решеток твердых веществ;

— принадлежности веществ к определенному классу соединений;
— типов химических реакций;
— возможности протекания реакций ионного обмена.
Составление:
— схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева;
— формул неорганических соединений изученных классов;
— уравнений химических реакций.
Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным
оборудованием.
Проведение химического эксперимента:
— подтверждающего химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
— подтверждающего химический состав неорганических соединений;
— по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ
(кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака);
— по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с
помощью качественных реакций.
Вычисление:
— массовой доли химического элемента по формуле соединения;
— массовой доли вещества в растворе;
— массы основного вещества по известной массовой доле примесей;
— объемной доли компонента газовой смеси;
— количества вещества, объема или массы вещества по количеству вещества,
объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни:
— для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной
жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и
щелочами;
— для объяснения отдельных фактов и природных явлений;
— для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с получением и
переработкой веществ.
Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания,
фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ;
изготовления моделей молекул.
— Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического
эксперимента;
— оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах.
Выпускник научится:
 характеризовать основные
измерение, эксперимент;

методы

познания:

наблюдение,

 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ,
выделяя их существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую
систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ,
постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых
веществ: кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород,
водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции»,
«молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;

 называть соединения изученных классов неорганических
веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных
классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных
классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства
изученных классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических
соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода в периодической
системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция)
на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от
типа кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических
соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных
разными видами химических связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион»,
«электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,
«окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и
реакций ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции
обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным
признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению
химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества:
углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан,
этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды
на организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых
представителей органических веществ с кислородом, водородом,
металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о
химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по
сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней
окисления элементов, входящих в его состав;
 составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности превращений неорганических веществ различных
классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о
результатах воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при
выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах
 критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; понимать необходимость соблюдения
предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.

II. Содержание курса химия 9 класс
Габриелян О.С. (68 часа)
Глава1. Общая характеристика химических элементов и химических
реакций (11ч)
Характеристика химического элемента на основании его положения в
ПСХЭ Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам, образуемым им соединений. Амфотерные оксиды и
гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов. Химическая организация природы. Химические реакции.
Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ.

Лабораторная работа №1 «Получение гидроксида цинка и исследование
его свойств»
Лабораторная работа №2 «Замещение железом меди в растворе
сульфата меди (II)»
Лабораторная работа №3 Моделирование «кипящего слоя»
Лабораторная работа №4 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах»
Глава 2. Металлы. (21ч)
Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической
системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Физические свойства
металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Получение металлов.
Коррозия металлов. Щелочные металлы. Бериллий, магний и
щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.
Лабораторная работа №5 «Взаимодействие растворов кислот и солей с
металлами»
Лабораторная работа №6 «Ознакомление с рудами железа»
Лабораторная работа №7 «Получение гидроксида кальция и
исследование его свойств»
Лабораторная работа №8 «Получение гидроксида алюминия и
исследование его свойств»
Лабораторная работа №9 «Взаимодействие железа с соляной кислотой»
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических
превращений»
Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений
металлов»
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и
получению соединений металлов»
Контрольная работа № 1 «Металлы»
Глава 3. Неметаллы. (27ч)
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
Водород. Вода. Вода в жизни человека. Галогены. Соединения галогенов.
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их
соединений.
Кислород. Сера. Соединение серы. Азот. Аммиак. Соли аммония.
Кислородные соединения азота. Фосфор и его соединения. Углерод.
Кислородные соединения углерода. Кремний и его соединения.
Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа
кислорода»
Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа
азота и углерода»

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Лабораторная работа №10 «Получение распознавание водорода»
Лабораторная работа №11 «Растворение перманганата калия или медного
купороса в воде»
Лабораторная работа №12 «Ознакомление с составом минеральной воды»
Лабораторная работа №13 «Изучение свойств аммиака»
Контрольная работа № 2 «Неметаллы»
Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (9ч)
Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома.
Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.
Классификация химических реакций. Скорость химической реакции.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения
реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Неорганические
вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические
свойства неорганических веществ.
Итоговая контрольная работа за пройденный курс химии 9 класс.

III. Тематическое планирование
№

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока

Кол-во
часов

Общая характеристика химических элементов и
химических реакций
Характеристика химического элемента на основании его
положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам, образуемым им соединений.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов.
Химическая организация природы.
Химические реакции. Скорость химической реакции.
Катализаторы и катализ.
Лабораторная работа №1 «Получение гидроксида
цинка и исследование его свойств»
Лабораторная работа №2 «Замещение железом меди в
растворе сульфата меди (II)»
Лабораторная работа №3 Моделирование «кипящего
слоя»
Лабораторная работа №4 «Обнаружение каталазы в
пищевых продуктах»
Обобщение и систематизация знаний по главе 1.
Металлы.
Век медный, бронзовый, железный.
Положение металлов в Периодической системе Д.И.

11
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Менделеева и строение их атомов.
Физические свойства металлов.
Сплавы.
Химические свойства металлов.
Получение металлов.
Коррозия металлов.
Щелочные металлы.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.
Алюминий.
Железо.
Лабораторная работа №5 «Взаимодействие растворов
кислот и солей с металлами»
Лабораторная работа №6 «Ознакомление с рудами
железа»
Лабораторная работа №7 «Получение гидроксида
кальция и исследование его свойств»
Лабораторная работа №8 «Получение гидроксида
алюминия и исследование его свойств»
Лабораторная работа №9 «Взаимодействие железа с
соляной кислотой»
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки
химических превращений»
Практическая работа №2 «Получение и свойства
соединений металлов»
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи
по распознаванию и получению соединений металлов»
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы»
Контрольная работа № 1 «Металлы»
Неметаллы.
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон,
воздух.
Водород.
Вода.
Вода в жизни человека.
Галогены.
Соединения галогенов.
Получение галогенов. Биологическое значение и
применение галогенов и их соединений.
Кислород.
Сера.
Соединение серы.
Азот.
Аммиак.
Соли аммония.
Кислородные соединения азота.
Фосфор и его соединения.
Углерод.
Кислородные соединения углерода.
Кремний и его соединения.
Лабораторная работа №10 «Получение распознавание
водорода»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Лабораторная работа №11 «Растворение перманганата
калия или медного купороса в воде»
Лабораторная работа №12 «Ознакомление с составом
минеральной воды»
Лабораторная работа №13«Изучение свойств
аммиака»
Практическая работа №4 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппа кислорода»
Практическая работа №5 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппа азота и углерода»
Практическая работа №6 «Получение, собирание и
распознавание газов»
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Неметаллы».
Контрольная работа №2 «Неметаллы».
Обобщение знаний по химии за курс основной
школы.
Периодическая система Д.И. Менделеева и строение
атома.
Электроотрицательность. Степень окисления. Строение
вещества.
Классификация химических реакций. Скорость
химической реакции.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные
уравнения реакций.
Окислительно-восстановительные реакции.
Неорганические вещества, их номенклатура и
классификация.
Характерные химические свойства неорганических
веществ.
Повторение пройденного материала.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».