Рабочая программа по предмету «Химия» 9 класс (базовый уровень) Программу составил: учитель биологии и химии Малашта Сергей Борисович 2022г. Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Химия в основной школе изучается в 8 классе 68 часов (2 ч. в неделю). I. Планируемые результаты Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. ФГОС основного общего образования определяет три вида результатов обучения предмету: Личностные результаты обучения: — знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией; — чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии; — признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального признания; — осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; — проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий; — умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов. o o Метапредметные результаты: — использование различных источников химической информации; получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта и его презентация; — применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения и т. д.) для изучения химических объектов; — использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических объектов; — формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических закономерностей; — прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также установления аналогии; — формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности; — определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и их достижения; — раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами, применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ; — аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам химического содержания. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. Предметные результаты: Знание (понимание): — химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ, уравнений химических реакций; — важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; — формулировок основных законов и теорий химии: атомэлектролитической диссоциации и учения о химической реакции немолекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева; теории строения атома и учения о строении вещества; теории Умение называть: — химические элементы; — соединения изученных классов неорганических веществ; — органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. Объяснение: — физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; — закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими высших оксидов и гидроксидов; — сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Умение характеризовать: — химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; — взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; — химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, амфотерных соединений и солей). Определение: — состава веществ по их формулам; — валентности и степени окисления элементов в соединении;— видов химической связи в соединениях; — типов кристаллических решеток твердых веществ; — принадлежности веществ к определенному классу соединений; — типов химических реакций; — возможности протекания реакций ионного обмена. Составление: — схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева; — формул неорганических соединений изученных классов; — уравнений химических реакций. Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием. Проведение химического эксперимента: — подтверждающего химические свойства изученных классов неорганических веществ; — подтверждающего химический состав неорганических соединений; — по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака); — по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с помощью качественных реакций. Вычисление: — массовой доли химического элемента по формуле соединения; — массовой доли вещества в растворе; — массы основного вещества по известной массовой доле примесей; — объемной доли компонента газовой смеси; — количества вещества, объема или массы вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: — для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; — для объяснения отдельных фактов и природных явлений; — для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ. Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей молекул. — Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента; — оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах. Выпускник научится: характеризовать основные измерение, эксперимент; методы познания: наблюдение, описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; характеризовать физические и химические свойства воды; раскрывать смысл понятия «раствор»; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. II. Содержание курса химия 9 класс Габриелян О.С. (68 часа) Глава1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (11ч) Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам, образуемым им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Химическая организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Лабораторная работа №1 «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств» Лабораторная работа №2 «Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)» Лабораторная работа №3 Моделирование «кипящего слоя» Лабораторная работа №4 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах» Глава 2. Металлы. (21ч) Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Получение металлов. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо. Лабораторная работа №5 «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами» Лабораторная работа №6 «Ознакомление с рудами железа» Лабораторная работа №7 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств» Лабораторная работа №8 «Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств» Лабораторная работа №9 «Взаимодействие железа с соляной кислотой» Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов» Контрольная работа № 1 «Металлы» Глава 3. Неметаллы. (27ч) Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. Водород. Вода. Вода в жизни человека. Галогены. Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Кислород. Сера. Соединение серы. Азот. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Фосфор и его соединения. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его соединения. Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода» Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов» Лабораторная работа №10 «Получение распознавание водорода» Лабораторная работа №11 «Растворение перманганата калия или медного купороса в воде» Лабораторная работа №12 «Ознакомление с составом минеральной воды» Лабораторная работа №13 «Изучение свойств аммиака» Контрольная работа № 2 «Неметаллы» Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (9ч) Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома. Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ. Итоговая контрольная работа за пройденный курс химии 9 класс. III. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока Кол-во часов Общая характеристика химических элементов и химических реакций Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам, образуемым им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Химическая организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Лабораторная работа №1 «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств» Лабораторная работа №2 «Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)» Лабораторная работа №3 Моделирование «кипящего слоя» Лабораторная работа №4 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах» Обобщение и систематизация знаний по главе 1. Металлы. Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Получение металлов. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо. Лабораторная работа №5 «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами» Лабораторная работа №6 «Ознакомление с рудами железа» Лабораторная работа №7 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств» Лабораторная работа №8 «Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств» Лабораторная работа №9 «Взаимодействие железа с соляной кислотой» Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов» Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы» Контрольная работа № 1 «Металлы» Неметаллы. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. Водород. Вода. Вода в жизни человека. Галогены. Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Кислород. Сера. Соединение серы. Азот. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Фосфор и его соединения. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его соединения. Лабораторная работа №10 «Получение распознавание водорода» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Лабораторная работа №11 «Растворение перманганата калия или медного купороса в воде» Лабораторная работа №12 «Ознакомление с составом минеральной воды» Лабораторная работа №13«Изучение свойств аммиака» Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода» Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов» Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы». Контрольная работа №2 «Неметаллы». Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома. Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ. Повторение пройденного материала. Итоговая контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1