8 06.05.2022 7 13.05.2022 65 13.05. 2 Малашта Сергей Борисович 2 Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия 7 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021. В данной программе на изучение Геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68 часов. Результаты освоения программного материала по предмету «Геометрия» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами. Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: Планируемые результаты освоения учебного предмета. 7 класс Личностные результаты: - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; - способность способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Средством достижения этих результатов является: - система заданий учебников; - представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; - использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания. Метапредметныерезультаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, опеределятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 4) устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы; 5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения; 6) компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий; 7) первоначальные предстваления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов; 8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 9) умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и предствалять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации; 10) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпритации, аргументации; 11) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки; 12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: 1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека; 2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 3) развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 5) систематические знания о фигурах и их свойствах; 6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: - изображать фигуры на плоскости; - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур; - распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры; - выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; - читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах; - проводить практические расчеты. В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик: научится: - распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.); - распознавать виды углов, виды треугольников; - определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.); - распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; - пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; - распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; - находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение); - решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; - решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки; - решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.); - применения понятия развертки для выполнения практических расчетов; - овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов; 2. Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класса 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч.) Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур. В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий. Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» 2. Треугольники (18 ч.) Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки. Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.) Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» 4. Окружность и круг. Геометрические построения (15 ч.) Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи. Контрольная работа №4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» 5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (4 ч.) Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе. Итоговая контрольная работа VI. Тематическое планирование. Поурочное планирование по геометрии в 7 классе № Содержание Кол-во урока (разделы, темы) часов Глава 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства 15 ч. 1. Точки и прямые 1 2. Точки и прямые 1 3. Отрезок и его длина 1 4. Отрезок и его длина 1 5. Отрезок и его длина 1 6. Луч. Угол. Измерение углов 1 7. Луч. Угол. Измерение углов 1 8. Луч. Угол. Измерение углов 1 9. Смежные и вертикальные углы 1 10. Смежные и вертикальные углы 1 11. Смежные и вертикальные углы 1 12. Перпендикулярные прямые 1 13. Аксиомы 1 14. Решение задач по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства». 15. Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » 1 1 Глава 2. Треугольники 18 ч. 16. Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника 1 17. Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника 1 18. Первый и второй признаки равенства треугольников 1 19. Первый и второй признаки равенства треугольников 1 20. Первый и второй признаки равенства треугольников 1 21. Первый и второй признаки равенства треугольников 1 22. Первый и второй признаки равенства треугольников 1 23. Равнобедренный треугольник и его свойства 1 24. Равнобедренный треугольник и его свойства 1 25. Равнобедренный треугольник и его свойства 1 26. Равнобедренный треугольник и его свойства 1 27. Признаки равнобедренного треугольника 1 28. Признаки равнобедренного треугольника 1 29. Третий признак равенстватреугольников 1 30. Третий признак равенстватреугольников 1 31. Теоремы 1 32. Повторение и систематизация учебного материала. 1 33. Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» 1 Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника 16 ч. 34. Параллельные прямые 1 35. Признаки параллельности прямых 1 36. Признаки параллельности прямых 1 37. Свойства параллельных прямых 1 38. Свойства параллельных прямых 1 39. Свойства параллельных прямых 1 40. Сумма углов треугольника 1 41. Сумма углов треугольника 1 42. Сумма углов треугольника 1 43. Сумма углов треугольника 1 44. Прямоугольный треугольник 1 45. Прямоугольный треугольник 1 46. Свойства прямоугольного треугольника 1 47. Свойства прямоугольного треугольника 1 48. Повторение и систематизация учебного материала. 1 49. Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» 1 Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения 15 ч. 50. Геометрическое место точек. Окружность и круг. 1 51. Геометрическое место точек. Окружность и круг. 1 52. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. 1 53. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. 1 54. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. 1 55. Описанная и вписанная окружности треугольнника 1 56. Описанная и вписанная окружности треугольнника 1 57. Описанная и вписанная окружности треугольнника 1 58. Задачи на построение 1 59. Задачи на построение 1 60. Задачи на построение 1 61. Метод геометрических мест точек в задачах на построение 1 62. Метод геометрических мест точек в задачах на построение 1 63. Метод геометрических мест точек в задачах на построение 1 64. Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» 1 65. Упражнения для повторения курса 7 класса 1 66. Упражнения для повторения курса 7 класса 1 67. Упражнения для повторения курса 7 класса 1 68. Итоговая контрольная работа №5 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)