Рабочая программа по предмету русский язык 8 класс 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету «русский язык»
(базовый уровень)
8 класс
Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Светлана Витальевна

Санномыск
2022

Программа соответствует учебнику «Русский язык. 8кл.» для общеобразовательных
учреждений /М.Т.Баранов, Л.Т. Ладыженская. – 2017 г.
В данной рабочей программе на изучение русского языка в 8 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчёта 35 учебных недель – 70 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Русский язык в современном мире.
Обучающийся научится:
владеть русским языком – языком великого русского народа и одним из богатых языков мира.
Обучающийся получит возможность научиться:

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении
русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном
обществе.
Повторение изученного в V–VII классах
Обучающийся научится определять:
роль знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение,
выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксическим
условиям употребления знаков препинания.
видам предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментам действительности
(простые и сложные); средствам связи простых предложений в сложных: союзным средствам и
интонации (союзные) или интонация (бессоюзные);
видам сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в
зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;
условиям выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий;
синтаксической роли наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории
состояния (сказуемое)
условиям выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи:
глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и
притяжательными), числительными
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для
характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид
сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять
разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных
причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать
условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму
«Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с
опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в
суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с
краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Обучающийся научится основным единицам синтаксиса
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла
художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и
коммуникативной;

соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения,
используя необходимые знаки завершения.
Словосочетание
Обучающийся научится:
Находить словосочетания, определять его функции; виды словосочетаний по главному слову:
глагольные, именные и наречные;
свободные словосочетания и фразеологические обороты;
согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных
частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Простое предложение
Обучающийся научится
Определять виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическую (предикативную) основу предложений, выражать его основное значение и
отражать ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный,
желательный;
в русском языке,порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное
слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и
графические способы их обозначения.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту
действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Обучающийся научится
Определять способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и
примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их
функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным
общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола,
способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное
именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом
речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически
объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных
стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для
характеристики человека.
Второстепенные члены предложения
Обучающийся научится
Определять виды второстепенных членов предложения по характеру значения и
синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения;
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и
несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения
и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым
словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия,
уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и
обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ
выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части
составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном
падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в
соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их
выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого,
дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением
дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом,
употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии
авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и
определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Простые односоставные предложения
Обучающийся научится

Определять грамматическую основу односоставных предложений; способ графического
обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов
(распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в
обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в
пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы,
побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного
предложения
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения
главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его
выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее
двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место
действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как
синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления
фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ
его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного
предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как
синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять
способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным
значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние
человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как
синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Неполное предложение
Обучающийся научится:
Определять неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член
предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Простое осложненное предложение
Обучающийся научится определять:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные
конструкции, обращения)
Обучающийся получит возможность научиться:
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения
Обучающийся научится:
определять однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта,
классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только
перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях
разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов
предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу –
одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе
сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными
союзами;

фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися
запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с
обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя
существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными
членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными
членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей
интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи
между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения
комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только
перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной
интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах,
правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных,
правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными
сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной
(с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в
составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для
усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и
во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения,
правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед
ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных
членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно
расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам,
правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения
Обучающийся научится:
обособлению – выделению второстепенных членов предложения в устной речи интонационно,
на письме с помощью запятых и тире;
графическому обозначению обособленных членов предложения и интонации обособления;
видам обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способам выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные
прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном
падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способам выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное,
местоимение);
правилу обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к
определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого
слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правилу обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего
замечания);
правилу обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное
местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное
обстоятельственное значение);
способам выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный
оборот);
правилу обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты
обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов
предложения (обстоятельство, дополнение);
правилу выделения уточняющих членов предложения;
порядку устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными
членами;
порядку устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными
членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их
роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными
оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;

правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений,
выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными
определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия
обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять
графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные
приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно
расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия
обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми,
объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно
расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном
тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и
исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными
обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства,
определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания,
определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их
запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой
ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными
членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными
членами.
Обращение
Обучающийся научится:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка
животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения
звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на
письме;

обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать
обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое
письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться
обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при
обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения
с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Вводные и вставные конструкции
Обучающийся научится:
определять вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме
(выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки
(союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со
словами, не являющимися членами предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать
вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного
союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова
запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки
препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с
вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в
тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно
правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки
препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со
словами, не являющимися членами предложения.
Чужая речь
Обучающийся научится:
определять чужую речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая
часть);
прямую речь;
косвенную речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
цитаты;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить
предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки
препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть
расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые
средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его
графическую схему;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно
правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как
предложение с прямой речью;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Обучающийся научится:
взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичным и вторичным синтаксическим функциям различных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные
синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе
грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение,
завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить
предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для
избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия
выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора
правильного написания.
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Функции русского языка в современном мире
Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями;
раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира
Повторение изученного в 5-7 классах
Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности. Типы
сложных предложений и средства связи в них. Правописание н-нн в суффиксах
прилагательных, причастий, наречий. Трудности при выборе слитного и раздельного
написания не с разными частями речи.
Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании. Связь слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного
слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение
изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические
синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение. Несогласованное и согласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению
(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступки). Сравнительный оборот;
знаки препинания при нем.
Односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая
роль. Полные и неполные предложения. Тире в неполных предложениях.
Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,
связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.
Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при
однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их
текстообразующая роль.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки
препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные
знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов.
Способы передачи чужой речи на письме
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора
внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с

прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические
синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Систематизация знаний об изученных языковых явлениях. Три составляющие компонента
культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема урока
Русский язык в современном мире
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки
завершения, разделения, выделения.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и
наречий
Слитное и раздельное написание не - с разными частями
речи
Входная контрольная работа
Основные единицы синтаксиса
Текст как единица синтаксиса
ОДНРК: текст Л.Татьяничевой «Мне говорят, что
слишком много…» ( о материнской любви)
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды
словосочетаний. Синтаксические связи слов в
словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения.
Порядок слов в предложении. Интонация.
Р.р. Описание памятника культуры
ОДНРК: храм Покрова на Нерли (история памятника)
Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым
Р.р. Изложение с элементами сочинения
Контрольная работа по теме: «Главные члены предложения».
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.
Определение согласованное и несогласованное. Способы
выражения определения
Приложение. Знаки препинания при нём.
Обстоятельство.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Повторение по теме «Двусоставное предложение»
Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37

38

39
40
41

42

43
44
45

ОДНРК: текст для диктанта «Бородинское поле»
Главный член односоставного предложения. Назывные
предложения
Определённо-личные предложения.
Р.р. Характеристика человека. ОДНРК: текст о жизни А.М.
Пешковского, известного лингвиста
Неопределённо-личные предложения. Обобщенно-личные
предложения.
Безличное предложение
Неполные предложения. Синтаксический разбор
односоставного предложения.
Р.р. Рассуждение. ОДНРК: составление текста –
рассуждения «Чем же мне дорог родной край?»
Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»
Осложненное предложение.
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи
однородных членов предложения
Однородные члены, связанные только интонацией.
Однородные и неоднородные определения.
Р.р. Изложение "О материнской любви"
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и
пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах предложения и
знаки препинания при них. ОДНРК: текст о Беловежской
пуще: «Музей живой природы»
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с
однородными членами.
Обобщение изученного по теме «Однородные члены
предложения»
Контрольная работа по теме «Однородные члены
предложения» . ОДНРК: о музее им. А.С.Пушкина.
Понятие об обособлении второстепенных членов
предложения. Выделительные знаки препинания.
Обособление определений. Выделительные знаки
препинания при них. ОДНРК: анализ текста о Родине
(определение основной мысли, озаглавливание)
Обособление согласованных распространённых и
нераспространённых определений. Выделительные знаки
препинания при них.
Обособление определений с обстоятельственным оттенком
значения. Обособление несогласованных определений.
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания
при них.. ОДНРК: текст для анализа о М.В.Ломоносове
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным
оборотом и одиночным деепричастием.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68
69-70

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой
перед союзом КАК
Обособление обстоятельств, выраженных существительными
с предлогами.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при них.
Обособление уточняющих членов предложения,
присоединяемых при помощи союзов и других слов
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с
обособленными членами.
Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»
Контрольная работа по теме «Обособленные члены
предложения»
Р.р. Изложение на тему «Как я покупал собаку». Написание
изложения
Обращение. Распространённые обращения. Выделительные
знаки препинания при обращении
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных
сочетаний слов по значению.
Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.
Выделительные знаки препинания при вводных словах,
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Р.р. Сжатое изложение «Как раньше взрослели»
Вставные слова, словосочетания и предложения
Междометия в предложении
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная
речь.
Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью
Цитата и знаки препинания при ней.
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор
предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая
речь».
Контрольная работа по теме «Чужая речь»
Синтаксис и морфология
Синтаксис и пунктуация
Итоговый контрольный тест за курс 8 класса
Синтаксис и орфография
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».