Рабочая программа по предмету «русский язык» (углубленный уровень) 11 класс Учитель русского языка и литературы: Скворцова Светлана Витальевна Санномыск 2022 Рабочая программа составлена в соответствии с учебником: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. Москва, «Просвещение», 2020 г. В данной программе на изучение русского языка (углубленный уровень) в 11 классе отводится 3 часа в неделю, из расчета 34 недель – 102 часов. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты Личностными результатами освоения десятиклассниками программы углубленного уровня по русскому языку являются: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД. Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА выпускник научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы). 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Общие сведения о языке Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, иноязычные заимствования и т. д.) (обзор) Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Ситаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложнопадежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. Функциональная стилистика. Культура речи Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и др. (обзор). Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и др. (обзор). Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и др. (обзор). Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер п\п 1 2 тема урока Введение. Русский язык в современном мире Экология языка кол-во часов 1 1 Повторение. Формы существования языка. Нелитературные формы существования языка. 1 4 Повторение. Орфоэпические и лексические нормы русского языка 1 5 Повторение. Словообразовательные и морфологические нормы русского языка 1 Повторение. Орфографические нормы русского языка. 4 10-11 Синтаксис. Синтаксические нормы 2 12-13 Практикум. Синтаксические нормы (задание ЕГЭ) 2 14-15 Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в письменной речи русского языка. 2 16-18 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 3 19-20 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 2 21-22 Практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (задание ЕГЭ) 2 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями 1 Практикум. Пунктуация при вводных словах и обращениях (Задание ЕГЭ) 1 25-27 Знаки препинания в сложносочинённом предложении 3 28-29 Практикум. Пунктуация в ССП и СПП (задание ЕГЭ) 2 30-32 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 3 32-34 РР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 2 35-37 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 3 38-40 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 3 41-43 Практикум. Пунктуация в сложном предложении (задания ЕГЭ) 3 КР Контрольная работа 1 3 6-9 23 24 44 45 Анализ контрольных работ 1 46 Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка 1 47 Разговорная речь 1 48 Научный стиль 1 49 Официально-деловой стиль 1 50 Публицистический стиль. Жанры публицистики. Хроника, репортаж 1 51 Интервью 1 52 Очерк 1 53 Язык рекламы 1 54 Культура публичной речи 1 55-56 Контрольный диктант и его анализ 2 57 Язык художественной литературы 1 58-59 Практикум. Функционально-смысловые типы речи (задание ЕГЭ) 2 60-61 Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента) 2 62 КР Контрольная работа 1 63 Анализ контрольных работ 1 РР Сочинение - рассуждение по предложенному тексту 2 66 Повторение. Язык и общество. Речевая деятельность. 1 67 Повторение. Язык и речь. Культура речи. 1 68-69 Повторение. Языковые нормы. 2 70-71 Повторение. Синтаксические и пунктуационные нормы. 2 72-73 Тест в формате ЕГЭ. 2 Анализ контрольного тестирования. 1 75-76 РР Сочинение - рассуждение 2 77-78 Тестирование «Подготовка к ЕГЭ» 2 79-80 Тестирование «Подготовка к ЕГЭ» 2 81-82 Тестирование «Подготовка к ЕГЭ» 2 83-84 Работа с материалами ЕГЭ 2 64-65 74 85-86 Работа с материалами ЕГЭ 2 87-88 Работа с материалами ЕГЭ 2 89-90 Обобщающие контрольно - тренировочные упражнения. 2 91-92 Обобщающие контрольно - тренировочные упражнения. 2 93-94 Обобщающие контрольно - тренировочные упражнения. 2 95-96 Обобщающие контрольно - тренировочные упражнения. 2 97-98 КР Итоговая контрольная работа 2 99-100 Анализ контрольных работ 2 101-102 Подведём итоги 2