Рабочая программа по предмету «география» (базовый уровень) 6 класс Учитель географии: Скворцова Светлана Витальевна Санномыск 2021 г. Программа соответствует учебнику «География. Начальный курс: 6 класс»,учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2015. В данной программе на изучение курса отводится 1 час в неделю, из расчета 35 учебных недель – 35 часов. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты 1) воспитание уважения к Отечеству, к своему краю 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению 3) формирование целостного мировоззрения 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 6) формирование основ экологической культуры Метапредметные результаты 1) умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение планировать пути достижения целей под руководством учителя 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки; 6) умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 7) умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе 10) владение устной и письменной речью 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления Предметные результаты: 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени 3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 7) формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Планируемые результаты обучения Ученик научится: • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; Ученик получит возможность научиться: • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде • приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение. Географическое познание нашей планеты География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение. Изображение земной поверхности Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихиПлан местности . Чтение карты Большого Соловецкого острова. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы). Глобус и географическая карта — модели земной поверхности Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации. Геосферы Земли Литосфера Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Ложе океана, его рельеф. Атмосфера Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха. Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года. Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели. Гидросфера Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения. Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота. Биосфера и почвенный покров Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах. Географическая оболочка Земли Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях. № 1 2-6 7 8-9 10 11 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Что изучает физическая география? История географических открытий. П.р.№1. Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий Виды изображения поверхности Земли. П.р.№2. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу. Ориентирование на местности. Азимут. П.р.№3. Сравнение аэрофотоснимка и плана (топографической карты) музея «Поленово» Ориентирование на местности (практикум). П.р. №4. Практическая работа на местности Топографический план и топографическая карта. Как составляют топографический план и карту. Колич-во часов 1 5 1 2 1 1 Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа. Виды планов и их использование. П.р.№5. Чтение топографической карты Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земного шара. П.р.№6. Нахождение экватора, параллелей и меридианов на глобусе и карте. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Условные знаки на карте. 1 Географические координаты. Широта. Долгота. №7. П.р. по определению географических координат объектов Определение расстояний и высот по глобусу. Географическая карта. №8. П.р. с глобусом по определению расстояний в градусной мере и в километрах Значение планов и карт в жизни человека. Обобщение по теме: «План и карта» Литосфера. Строение земного шара. Движение земной коры. 2 21 Виды горных пород. Полезные ископаемые. П.р. №9. Определение магматических, осадочных и метаморфических пород по образцам 1 22 23 Выветривание и перемещение горных пород Рельеф суши. Горы. Равнины. Рельеф дна Мирового океана. П.р.№10. Определение ГП и описание Кавказских гор и Амазонской низменности. Атмосфера. Строение атмосферы. Температура воздуха Атмосферное давление. Движение воздуха. Преобладающие ветра своей местности Вода в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки Климат. Погода. Ее предсказание. Распределение тепла и света. № 11. П.р. по систематизации и анализу данных наблюдений за погодой в своей местности Гидросфера. Единство гидросферы. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. П.р.№12. Определение ГП и описание океана или моря. Воды суши. Подземные воды. Реки. П.р.№13. Определение ГП и описание крупной реки своей местности Озера. Ледники. Болота. Человек и гидросфера Биосфера. Воздействие организмов на оболочки земли. Почва – уникальный природный объект Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. П.р.№14. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности 1 1 12 13 1415 1617 18 19 20 24 25 26 2728 29 3031 32 3334 35 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1