Рабочая программа по географии 8 класс 2022-2023

Рабочая программа
по предмету «география»
(базовый уровень)
8 класс

Учитель географии:
Скворцова Светлана Витальевна

Санномыск
2022

Программа соответствует учебнику «География России. Природа. Население: 8
класс»:Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ под общ. ред. В.П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2019. В данной рабочей
программе на изучение географии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 35 учебных
недель – 70часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и
духовному многообразию;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и
личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
 формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
мира;
 освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;



осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения
и рационального использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
 владение устной и письменной речью;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные результаты
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности и поиска средств ее осуществления;
 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач;
 формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое
рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе и проектные;
 формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников,
аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа
действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
 умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
 формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально
использовать широко распространенные инструменты и технические средства
информационных технологий;
 умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной изобретательности, этики;



умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
 умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработки общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно
отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации
столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов;
 умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и
обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты
 формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны,
в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
 формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах
ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
 создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего
полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Учащиеся научатся:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить
и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,

их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим
источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических
зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических
явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет
количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и
процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
Учащиеся смогут научиться:
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Географическое положение России
Виды географического положения России:
физико-географическое,
математикогеографическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое,
этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического
положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории
России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства:
плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на
карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни
людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные
округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП
России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
История заселения, освоения и исследования территории России
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые
походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII – ХIII вв., путешествия и открытия
новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVIвв.: дальнейшее освоение Европейского
севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в.
Присоединение и освоение западных и южных территорий в ХVIII в. Географические открытия
ХVIII в. Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики.
Территориальные изменения в ХХ в. Современные географические исследования. Методы
получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные
участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на
территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние
внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области
современного горообразования,
землетрясений
и
вулканизма.
Современные
рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное
оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на
другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений
полезных
ископаемых.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального:
использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную
деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере
своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Республики Бурятия.
Климат и агроклиматические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей
поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности
распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля,
осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России.
Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы
передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы
изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат Республики Бурятия.
Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные
речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов.
Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с
водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении
территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Водные ресурсы
Республики Бурятия.
Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва
— национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия
в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного
использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его
облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и
животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности (РБ).
Природные различия на территории России
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития
географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК.
Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы.
Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные
и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь
и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения
о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей,
полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование,
экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники
всемирного природного наследия. ООПТ своего региона (РБ).
Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на
рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства
российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних
миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение
средней продолжительности жизни россиян. Россия — многонациональное государство.
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы.
Многоконфессиональность. География религий.

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и
обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации.
Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности
расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села Географические
особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления
миграционных потоков на разных этапах развития страны. Люди и труд. Экономически
активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,
изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические
различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества
населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Природный фактор в развитии России
Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние
природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей
среде.
Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное
природопользование и воспроизводство природных ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его
хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и
потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие
территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и
перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
п\п
1
2
3
4
5

6-7
8-9
10
11
12-13
14
15

кол-во
тема урока
часов
Введение в курс "География России"
1
Географическое положение и его виды.
1
Размеры территории и природно -географическое положение России.
1
Экономико - географическое и транспортно ― географическое
1
положение России.
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое
положение России. П.р. №1. Обозначение объектов, характеризующих
1
ГП России.
Государственная территория Россия. Типы российских границ.
2
Сухопутные и морские границы России.
Различия во времени на территории России. П.р.№2. Решение задач на
2
определение поясного времени.
Повторение и обобщение по 1-2 темам
1
Заселение и освоение территории России в 9-17 веках.
1
Изменение и хозяйственное освоение территории России в 18-19 веках.
2
Географическое исследование территории России в 18-19 веках.
Территориальные изменения и географическое изменение в России в
1
20 веке.
Контрольная работа по 3 теме
1

16-17
18
19
20
21-22

23
24
25
26
27-28
29

30
31
32
33
34
35
36-37
38-39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Влияние природы на развитие общества. Природные ресурсы.
Природно-ресурсный потенциал России
Особенности рельефа как результат геологической истории
формирование территории.
Развитие земной коры. Основные тектонические структуры
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения
земной коры. П.р. №3. Выявление зависимости м/у
тектонич.строением, расположением круп.форм рельефа и
размещением месторождений полезных ископаемых.
Формирование рельефа под воздействием геологических процессов
Литосфера. Рельеф. Человек.Обобщение и систематизация знаний по
теме «Рельеф. Географическое строение и минеральные ресурсы.»
Условие формирование климата. Движение воздушных масс.
Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климата.
Климат и человек.П.р. №4. Определение по картам годового
количества осадков, испаряемости, коэффициент увлажнения для
различных пунктов (своей местности)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Климат и
агроклиматические ресурсы»
Контрольная работа по теме "Климат и агроклиматические ресурсы"
Моря, омывающие Россию.
Природно-хозяйственное значение россиийских морей. П.р. №5.
Составление хар-ки одного из морей России по типовому плану.
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
Зависимость речной сети от климата. П.р. №6. Составление хар-ки
одной из рек с использованием тематических карт, климатограмм.
Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Воды и человек. Водные ресурсы. Повторение и обобщение по теме
"Внутренние воды и моря России"
Почва - особое природное образование.
Главное тип почв и их размещение по территории России.
Почвенные ресурсы. Почвы и человек. П.р. №7. Составление
характеристики одного из зональных типов почв.
Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы. П.р. №8. Установление зависимостей
растительного и животного мира от других компонентов природы
Обобщение и систематизация знаний по темам . «Почвы и почвенные
ресурсы. Растительный животный мир. Биологический мир»
Природные комплексы.
Природное районирование. Природная зона как особый природный
комплекс.
Северные безлесные природные зоны.
Лесные зоны. Тайга.
Смешанные и широколиственные леса.

2
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51

52
53
54
55
56

57

58
59

60
61
62
63
64
65
66
67-68

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. П.р.№9.
Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны(по
выбору).
Высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории России.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Природнохозяйственные зоны".
Численность и воспроизводство населения России.
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность
жизни. П.р. №10. Определение и сравнение показателей естественного
прироста населения по статистическим материалам в разных частях
страны. Решение задач.
Этнический и языковой состав населения России. П.р.№11.
Определение крупных народов и особенностей их размещения по
картам и статистическим материалам, сопоставление с политикоадмин. делением.
Культурно- исторические особенности народов России. География
основных религий.
Размещение населения в России. П.р. №12. Определение и сравнение
показателей соотношения городского и сельского населения в разных
частях страны по статистическим материалам
Особенности урбанизации в России. Городское население.
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.
Миграция населения в России.
Занятость населения.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Население России»
Итоговая контрольная работа за курс.
Обобщающий урок по курсу
Резерв

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».