Рабочая программа по географии 9 класс 2022-2023

Рабочая программа
по предмету «география»
(базовый уровень)
9 класс

Учитель географии:
Скворцова Светлана Витальевна

Санномыск
2022

Программа соответствует учебнику «География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс»:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова;
под общ. ред. В.П, Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2019. В рабочей программе на изучение
географии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
Выпускник научится:

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов; оценивать особенности взаимодействия природы и общества
в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности
размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости,
качестве и уровне жизни населения;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов
или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную
и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; объяснять и
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии; оценивать место и роль России в
мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий
в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;


делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов
России выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства России
Исторические
особенности
формирования
хозяйства
России.
Проблемы
экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического
развития. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на сектора,
межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики. Территориальная структура хозяйства. Место и
роль хозяйства России в современной мировой экономике.
География отраслей и межотраслевых комплексов
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве
страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы.
Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливноэнергетический баланс. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи
нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и
качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и
экологические
проблемы
угледобывающих
регионов.
Электроэнергетика.
Типы
электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы
развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве
страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Черная металлургия. Традиционная и
новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их
размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия, значение,
отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных
металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия
и проблемы охраны окружающей среды.
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с
другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химиколесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой
состав. Лесная промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения
предприятий. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические
и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Химиколесной комплекс и окружающая среда.
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве
страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий

машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей.
Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий
основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития
комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве
страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и
пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения
земледелия и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав,
основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК
и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного
комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние
транспорта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов
транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи,
их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная инфраструктура:
отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности
размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития.
Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на
окружающую среду.
Экологический потенциал России. Экологические проблемы на территории России.
Источники загрязнения окружающей среды и меры по сохранению ее качества на территории
страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологический потенциал России, его
региональное и глобальное значение.
Природно-хозяйственные регионы России
Принципы выделения регионов на территории страны. Виды районирования
территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные
природно-хозяйственные регионы на территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная
Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Общая комплексная характеристика европейской части России. Особенности
географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской
части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в
жизни страны.
Центральная Россия. Преимущества столичного, соседского и транспортного
положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое,
политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав
региона. Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность
территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных
рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные
(железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит
большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения,
преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социальноэкономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурноисторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала.
Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития
высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.
Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного
сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.
Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Европейский Север. Состав региона. Специфика географического положения региона.
Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на
разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие
рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона,
избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные
условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов КольскоКарельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурноисторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации
хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского
транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития
туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.
Северо-Запад. Состав региона. Особенности географического положения в разные
исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом.
Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и
природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность
климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение
природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские
города — культурно-исторические и туристические центры. Высокая плотность и
преобладание городского населения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в
жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района:
судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное
хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая
зона «Янтарь» и её перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Поволжье. Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения.
Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие
рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие
почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические,
почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий
для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурноисторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и
территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города.
Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического,
машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбопе-

рерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского
бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы.
Юг европейской части страны. Состав региона. Особенности географического
положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности
природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата,
особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с
подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые.
Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного
хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального
и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем.
Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских
казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и
энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая
роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли
рекреационного хозяйства.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Урал. Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и
хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы
развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов
Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на
территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона.
Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий
уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения,
природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение
населения и размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли
специализации:
горнодобывающая,
металлургия,
химическая
промышленность,
машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Общая комплексная характеристика Азиатской части России. Особенности
географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни
страны.
Сибирь. Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие
природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство
природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь.
Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки.
Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов.
Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона
и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм
расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и
экономических условий на особенности размещения населения.

Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия
освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения
территории. Региональные различия на территории Сибири.
Западная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф,
континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории,
проявление широтной зональности природы от тундр до степей.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные,
водные, рыбные.
Специализация хозяйства — нефтегазохимический комплекс. Особенности его
структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система
трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика,
лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы,
ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические,
экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Восточная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней
мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы
трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие
инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных
добывающих отраслей.
Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы
региона.
Южная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный
рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений,
контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное
оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона:
горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы:
минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные,
рекреационные.
Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его
решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.
Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и
новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры
региона. Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и
чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для
развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные
земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.

Дальний Восток. Состав региона. Особенности географического положения. Этапы
освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития
территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая
активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом
территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной
поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и
морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические.
Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых
ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурноисторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная,
рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Россия в современном мире
Место России среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и
этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в
международном экономическом разделении труда.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
п\п
1
2
3
4
5-6

тема урока
Отраслевая структура хозяйства
Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная
структура хозяйства.
Особенности формирования хозяйства России
Состав и значение ТЭК
Топливная промышленность. П.р.№1. Составление характеристики
одного из угольных бассейнов по картам и статистическим
материалам.

кол-во
часов
1
1
1
1
2

7
8

Электроэнергетика России
Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности
размещения предприятий.

9

Металлургический комплекс. Состав и значение комплекса. Факторы
размещения металлургических предприятий.

1

Черная металлургия.

1

Цветная металлургия. П.р. №2.Составление характеристики одной из
металлургических баз с использованием текста учебника, карт и
статистических данных.

1

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.
Лесная промышленность.

1
1

10
11

12
13

1
1

14

15
16-17

18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28-29
30
31
32-33
34

35
36-37
38
39
40
41
42
43
44
45-46
47
48

49
50
51

География химико-лесного комплекса. П.р.№3. Составление
характеристики одной из баз химической промышленности (СевероЕвропейская, Центральная, Урало- Поволжская, Сибирская) по картам
и статистическим материалам.
Состав и значение АПК. Сельское хозяйство.
География растениеводства и животноводства. П.р.№5. Определение
по картам основных районов выращивания зерновых и технических
культур, главных районов животноводства.
Пищевая и легкая промышленность.
Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.
Характеристика транспорта России. Сухопутный транспорт. Водный и
другие виды транспорта
Связь. Отрасли социальной инфраструктуры.
Экологическая ситуация в России.
Контрольная работа по теме «Хозяйство России»
Принципы выделения регионов на территории страны. Районирование
территории России
Общая характеристика европейской части России страны.
Общая характеристика европейской части России страны.
Географическое положение и природа Европейского Севера.
Население Европейского Севера.
Хозяйство Европейского Севера.
Географическое положение и природа Северо-Запада.
Население Северо-Западного региона. П.р.№6. Разработка проектов
туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических
и природных памятников Северо-Запада.
Хозяйство Северо-Запада.
Географическое положение и основные черты природы Центральной
России.
Население Центральной России
Хозяйство Центральной России
Состав, географическое положение и особенности природы
Европейского Юга.
Население Европейского Юга.
Хозяйство Европейского Юга.
Население Поволжья.
Хозяйство Поволжского региона
Состав, географическое положение и особенности природы Урала.
Население Урала.

1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Хозяйство Урала. П.р.№7. Составление характеристики одного из
промышленных узлов Урала на основе нескольких источников
информации.

1

Контрольная работа по теме: «Европейская часть России».
Общая характеристика азиатской части России.
Общие черты природы Сибири.

1
1
1

52

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири.

53-54

Состав, географическое положение и особенности природы Западной
Сибири
Население Западной Сибири.
Хозяйство Западной Сибири.
П.р.№8. Составление хар-ки нефтяного или газового комплекса
региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и
переработки, направления транспортировки топлива, экологические
проблемы).
Состав, географическое положение и особенности природы Восточной
Сибири.

55
56
57

58-59
60

Население и хозяйство Восточной Сибири. П.р.№9. Составление
характеристики Норильского ТПК.

61-62

Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего
Востока.
Население и хозяйство Дальнего Востока.
Контрольная работа по теме: «Азиатская часть России».
Повторение и обобщение знаний по разделу «Природнохозяйственные регионы России»
Место России в мире.
Резерв

63
64
65
66-67
68

1
2
1
1
1

2
1
2
1
1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».