Рабочая программа по предмету «география» (базовый уровень) 11 класс Учитель географии: Скворцова Светлана Витальевна Санномыск 2022 Рабочая программа соответствует учебнику: Бахчиева О. А. Экономическая и социальная география мира: 10–11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник / О. А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова— М.: Вентана-Граф, 2021. В данной рабочей программе на изучение географии в 11 классе отводится 1 час в неделю, из расчета 34 учебных недели – 34 часа. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции: — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); — осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; — представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • гармонично развитые социальные чувства и качества: — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются: • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА Обучающийся научится: выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Обучающийся получит возможность обучиться: создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Регионы и страны мира Страноведение и регионы мира. Характеристика стран. Региональное деление мира. Международные отношения и геополитика. Геополитика как научная дисциплина. Международные организации. Региональные конфликты. Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира. Зарубежная Европа Особенности территории и населения зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Природно – ресурсный потенциал Европы. Население. Географические особенности хозяйства зарубежной Европы. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортная сеть и внешняя торговля. Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы. Восточная Европа. Северная Европа. Западная Европа. Южная Европа. Характеристика отдельных стран Европы. Франция. Польша. Зарубежная Азия Население и природные ресурсы – основа развития зарубежной Азии. История формирования региона. Природные условия и ресурсы. Население. Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии. Группы стран зарубежной Азии. Характеристика субрегионов. Япония – один из лидеров азиатской экономики. Общая характеристика Японии. Население Японии. Промышленность и наука. Сельское хозяйство Японии. Транспорт и непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства. Китай – новый лидер зарубежной Азии. Общая характеристика Китая. Природно – ресурсный потенциал Китая. Промышленность в Китае. Сельское хозяйство и транспорт. Региональное деление. Индия – страна традиций и инноваций. Общая характеристика Индии. Природно – ресурсный потенциал Индии. Промышленность в Индии. Сельское хозяйство и транспорт. Северная Америка Территория и население Северной Америки. Общая характеристика и история освоения территории Северной Америки. Население. Природно – ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США. Природные ресурсы и условия. Отрасли первичного сектора экономики. Обрабатывающая промышленность США и Канады. Черная и цветная металлургия. Химическая и нефтехимическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности. Легкая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Фермерское сельское хозяйство и его специализация. Особенности сельского хозяйства североамериканских стран. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады. Внешнеэкономические связи. Латинская Америка Состав региона Латинская Америка. Островная Мезоамерика (Вест-Индия). Общая характеристика региона. Общая характеристика Вест-Индии. Население. Сельское хозяйство. Полезные ископаемые и промышленность. Транспорт. Сфера услуг. Внешнеэкономические связи. Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка). Мексика. Природно – ресурсный потенциал и население Южной Америки. Экономическое пространство Южной Америки. Отраслевая структура экономики стран Южной Америки. Венесуэла. Аргентина. Бразилия. Экономика. Австралия и Океания Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона. Общая характеристика региона. Население. Природные предпосылки развития хозяйства региона. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и внешнеэкономические связи. Африка Особенности территории и населения Африки. История освоения материка. Динамика роста населения. Урбанизация. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки. Агроклиматические и водные ресурсы континента. Сельскохозяйственное производство. Полезные ископаемые и горнодобывающая промышленность. Специализация субрегионов Африки. Территориальные особенности региона. Региональные различия. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран. Россия и мир Россия в современном мире. Ресурсный потенциал России. Россия в мировой экономике. Особенности геополитического положения России. Современный мир и глобальные проблемы человечества. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 тема урока Региональное деление мира(урок-лекция) Международные отношения и геополитика Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира Особенности территории и населения Зарубежной Европы Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. п.р. Комплексная характеристика Франции и Польши Характеристика стран Население и природные ресурсы Зарубежной Азии п.р. Сравнительная характеристика отдельных субрегионов Страны Азии: бывшие республики СССР Япония Китай Индия Территория и население Северной Америки Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США п.р. Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады Транспорт и внешние экономические связи США и Канады Состав региона Латинская Америка. Вест- Индия Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка) Природно – ресурсный потенциал и население Южной Америки Экономическое пространство Южной Америки п.р. Бразилия Географические особенности Австралии и Океании как единого региона Динамика развития хозяйства Австралии и Океании Особенности территории и населения Африки Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки Сравнение субрегионов Африки кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 п.р. Характеристика страны по выбору Россия в современном мире Современный мир и глобальные проблемы человечества Итоговый урок по курсу РЕЗЕРВ 1 1 1 1 1