Рабочая программа по предмету Основы безопастности жизнидеятельности 8 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 8 класс общеобразовательных учреждений /М.П.
Фролов и др. под ред. Ю.Л. Воробьёва - М., 2013.
В данной рабочей программе на изучение предмета «ОБЖ» в 8 классе
отводится 1 час в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 35 часов в год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества,
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного
мира;
- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- Формирование
коммуникативной компетентности в обращении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;

- Формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной
деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
(например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов
террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;

- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим;
- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
- Понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма и терроризма;
- Понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
- Формирование установки на здоровый образ жизни;
- Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной
позиции;
- Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и
их последствия для личности, общества и государства;
- Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
- Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
- Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из
различных источников;
- Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учётом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей.
Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;

- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий
по освобождению заложников;
классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных
актов,
регламентирующих
ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и
значение для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние
вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
классифицировать
и
характеризовать
основные
положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности
супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения
личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
2. Содержание учебного предмета
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека.
Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного
характера (3 часа).

Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и их последствия.
Источники ЧС техногенного характера и их последствий.
Основные причин и стадии развития техногенных происшествий.
Глава 2. Пожары и взрывы (5 часов).
Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при
пожарах и угрозе взрывов.
Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 часов).
Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их
поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически
опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на
ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа).
Радиоактивность и радиационные опасные объекты. Ионизирующее
излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы
защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных
авариях и радиоактивном загрязнении местности
Глава 5. Гидродинамические аварии (4 часа). Гидродинамические аварии
и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических
аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения
от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и
во время гидродинамических аварий
Глава 6. Нарушение экологического равновесия (7 часов). Экология и
экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы.
Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Предельно допустимые
концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической
обстановки в России
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и
правила безопасного поведения.
Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах (7 часов).
Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила
пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения.
Проезд перекрестка. Экстремальные ситуации аварийного характера.

3. Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека.
Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного
характера (3 часа).
1
Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и
1
их последствия.
2
Источники ЧС техногенного характера и их
1
последствий.
3
Основные причин и стадии развития техногенных
1
происшествий.
Глава 2. Пожары и взрывы (5 часов).
4
Пожары
1
5
Взрывы
1
6
Условия и причины возникновения пожаров и
1
взрывов
7
Последствия пожаров и взрывов
1
8
Правила безопасного поведения при пожарах и
1
угрозе взрывов.
Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 часов).
9
Опасные химические вещества и объекты
1
10
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов
1
11
Причины и последствия аварий на химически
1
опасных объектах
12
Правила поведения и защитные меры при авариях на
1
ХОО
13
Первая помощь пострадавшим от АХОВ
1
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)
14
Радиоактивность и радиационные опасные объекты
1
15
Ионизирующее излучение: природа, единицы
1
измерения, биологические эффекты
16
Характеристика очагов поражения при
1
радиационных авариях и принципы защиты
17
Правила поведения и действия населения при
1
радиационных авариях и радиоактивном загрязнении
местности
Глава 5. Гидродинамические аварии (4 часа).
18
Гидродинамические аварии и гидротехнические
1
сооружения
19
Причины и виды гидродинамических аварий
1
20
Последствия гидродинамических аварий
1

Меры по защите населения от последствий
1
гидродинамических аварий. Правила поведения при
угрозе и во время гидродинамических аварий
Глава 6. Нарушение экологического равновесия (7 часов).
22
Экология и экологическая безопасность
1
23
Биосфера и человек
1
24
Загрязнение атмосферы
1
25
Загрязнение почв
1
26
Загрязнение природных вод
1
27
Предельно допустимые концентрации
1
загрязняющих веществ. Характеристика
экологической обстановки в России
28
Контрольная работа №1 «Основные виды и причины
1
опасных ситуаций техногенного характера»
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и
правила безопасного поведения.
Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах (7 часов).
29
Правила для велосипедистов
1
30
Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила
1
пользования и движения
31
Водитель – главный участник дорожного движения
1
32
Проезд перекрестка.
1
33
Экстремальные ситуации аварийного характера
1
34
Контрольная работа №2
1
Всего часов
34
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».