Рабочая программа по предмету Основы безопастности жизнидеятельности 9 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класс
общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин – 4 – е
изд., - М.: Дрофа, 2019.
В данной рабочей программе на изучение предмета «ОБЖ» в 9 классе отводится 1 час в неделю,
из расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
 воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и
общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы












действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности изащищенности населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курениеи нанесение иного вреда здоровью;
 формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для
личности, общества и государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;



умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное

жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую
и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие

базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
2. Содержание учебного предмета
Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. Национальные интересы России.
Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности.
Организация обороны Российской Федерации. Правовые основы обороны государства и
воинской обязанности граждан.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
МЧС России – федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Законодательные, нормативные и
правовые основы обеспечения безопасности. Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны. Современные средства поражения, их поражающие факторы,
мероприятия по защите населения. Основные мероприятия гражданской обороны по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения
гражданской обороны. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Мониторинг и
прогнозирование.
ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России.
Раздел II.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Понятие о здоровье.
ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩЕЕ ЗДОРОВЬЕ.
Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред.
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания. Советы, как выбрать безопасные
продукты. Гигиена одежды. Занятия физической культурой. Туризм как вид активного отдыха.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА КУРС ОБЖ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Рекомендации специалистов МЧС России по действиям в чрезвычайных ситуациях. Правила
оказания первой помощи.
3. Тематическое планирование.

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства
Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (6 часов).
1
Россия в мировом обществе и национальная безопасность
1
2
Национальные интересы России
1
3
Основные угрозы национальным интересам России и пути
1
обеспечения ее безопасности
4
Организация обороны Российской Федерации
1
5
Правовые основы обороны государства и воинской
1
обязанности граждан
6
Контрольная работа № 1 «Национальная безопасность
1
России в современном мире»
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (10 часов).
7
МЧС России – Федеральный уполномоченный орган в
1
сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
8
Единая государственная система предупреждения и
1
ликвидации чрезвычайных ситуаций (Р.С.Ч.С.), ее
структура и задачи
9
Законодательные, нормативные и правовые основы
1
обеспечения безопасности
10
Гражданская оборона – составная часть
1
обороноспособности страны
11
Современные средства поражения, их поражающие
1
факторы, мероприятия по защите населения
12
Основные мероприятия гражданской обороны по защите
1
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
13
Защитные сооружения гражданской обороны
1
14
Чрезвычайных ситуаций мирного времени
1
15
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
1
16
Контрольная работа № 2 «Организация защиты
1
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской
Федерации (3 часа).

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

Терроризм и безопасность человека
Международный терроризм и безопасность России
Контрольная работа № 3 «Терроризм как угроза
национальной безопасности Российской Федерации»
Раздел II . Основы формирования здорового образа жизни
Понятие о здоровье
Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье (3 часа).
Табакокурение и его вред
Алкоголь и его вред
Наркотики и его вред
Глава 5. Факторы, формирующие здоровье человека (6 часа).
Рациональное питание
Основы подбора продуктов питания
Советы, как выбрать безопасные продукты
Гигиена одежды
Занятие физической культурой
Туризм как вид активного отдыха
Контрольная работа № 4 «Основы формирования
здорового образа жизни»
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы (2 часа).
Рекомендации специалистов МЧС России по действиям в
чрезвычайных ситуациях
Правила оказания первой помощи
Проекты (1 час)
Защита проектов
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
Всего часов

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».