Рабочая програма по предмету литературное чтение 2 класс 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Литературное чтение 2 класс» для общеобразовательных
учреждений / 4-е издание Москва «Просвещение» 2013.
В данной рабочей программе на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4
часа в неделю, из расчѐта 34 учебных недель – 136 часов в год.
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:



формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального
российского общества;


формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


воспитание

художественно-эстетического

вкуса,

эстетических

потребностей,

ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
 развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
 наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
 активное использование речевых средств

для решения коммуникативных и

познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
 умение

договариваться

о

распределении

ролей

в

совместной

деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 умение

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;

 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение
– письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
 развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на
основе личного опыта.
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в
минуту) и выразительно доступные по содержанию и объѐму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, поисковое);
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании)
художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на
прочитанное;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной
сущности;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль
произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение,
декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, краткого) с учѐтом специфики текстов;

- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научнопопулярном текстах;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской
библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ, историю;
- определять авторскую позицию и выражать своѐ отношение к герою и его поступкам;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- работать с детской периодикой.
2.

Содержание учебного курса

Введение (1 час)
Самое великое чудо на свете (4 часа) Р. Сеф «Читателю».
Устное народное творчество(15 часов)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши,
загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу
идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»,
«Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень(8 часов)
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А.
Плещеев «Осень наступила...», А. Фет («Ласточки пропали...», А. Толстой «Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад...», С. Есенин «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов «Сухие листья», И.
Токмакова «Опустел скворечник...», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы»(из энциклопедии),
М.И. Пришвин «Осеннее утро».
Русские писатели (14 часов)
А.С. Пушкин («У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке») И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»,
«Стрекоза и Муравей», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 часов)

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила-была собака...»,В.
Берестов «Кошкин дом», М. Пришнин «Ребята и утята», Е. Чарушин («Страшный рассказ», Б.
Житков «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 часов)
Д. Хармс « Игра», «Вы знаете?», Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи», Д. Хармс «Что
это было?»: Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки», А.
Введенский «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 часов)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром
кот...», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...»; С. Есенин «Поет зима — аукает... », «Береза».
Писатели — детям (17 часов)
Произведения о детях, о природе, написанные К.И. Чуковским («Путаница», «Радость»),
С.Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С.В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»),
А.Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «в школу», «Вовка — добрая душа»), Н.Н.
Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 часов)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с
высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных»,
В. Осеева «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (10 часов)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев «Весна», («Сельская
песенка»; А. Блок «На лугу»; С. Маршак «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин «Матери»; А.
Плещеев «В бурю»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
И в шутку, и всерьез (14 часов)
Б. Заходер «Товарищам Детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни- Пуха»; Э.
Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой»), «Память»; В.
Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной
стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (13 часов)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков («Бульдог по кличке Дог, («Перчатки»), «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают
мамы, знают Дети»), Сказки: Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г.Х.
Андерсен(«Принцесса на горошине»), Э. Хогарт( «Мафин и паук»).
3.Тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение (1 час)
Введение. Знакомство с учебником.

1

2

Самое великое чудо на свете (4 часа)
Поход в библиотеку

1

3

Герои любимых книг

1

4

Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю»

1

5

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

1

6

Устное народное творчество (15 часов)
Устное народное творчество.

1

7

Русские народные песни.

1

8

Русские народные потешки и прибаутки

1

9

Скороговорки, считалки. небылицы

1

10

Загадки, пословицы, поговорки

1

11

Народные сказки. Ю. Мориц « Сказка по лесу идет…..»

1

12

Сказка « Петушок и бобовое зернышко»

1

13

Сказка « У страха глаза велики»

1

14

Сказка « Лиса и тетерев»

1

15

Сказка« Лиса и журавль»

1

16

Сказка « Каша из топора»

1

17, 18

Сказка« Гуси-лебеди»

2

19

Викторина по сказкам.

1

20

КВН «Обожаемые сказки»

1

21

Люблю природу русскую. Осень (8 часов)
Люблю природу русскую. Осень

1

22

Ф. Тютчев « Есть в осени первоначальной..»

1

23

К. Бальмонт « Поспевает брусника», А. Плещеев « Осень наступила»

1

24

А. Фет « Ласточки пропали»

1

25

« Осенние листья» - тема для поэтов

1

26

В. Берестов « Хитрые грибы»

1

27

М. Пришвин « Осеннее утро», И. Бунин« Сегодня так светло кругом»

1

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

29

Русские писатели (14 часов)
А. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»

1

30

Стихи Пушкина

1

31

А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки

1

32, 33

А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

2

34

Обобщение по теме « Сказки А. Пушкина»

1

35

И. Крылов « Лебедь, рак и щука»

1

36

И. Крылов « Стрекоза и муравей»

1

37

Л. Толстой « Старый дед и внучек»

1

38,39

Л. Толстой « Филипок»

2

40

Л. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже»

1

41

Веселые стихи

1

42

Обобщение по разделу « Русские писатели»

1

43

О братьях наших меньших (12 часов)
О братьях наших меньших

1

44

Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоваров « Жила-была

1

собака»
45

В. Берестов « Кошкин щенок»

1

46

Домашние животные

1

47, 48

М. Пришвин « Ребята и утята»

2

49, 50

Е. Чарушин « Страшный рассказ»

2

51

Б. Житков « Храбрый утенок»

1

52

В. Бианки « Музыкант»

1

53

В. Бианки « Сова»

1

54

Обобщение по разделу « О братьях наших меньших»

1

55

Из детских журналов (9 часов)
Из детских журналов.

1

56

Д. Хармс « Игра»

1

57

Д. Хармс «Вы знаете?»

1

58

Д. Хармс, С. Маршак « Веселые чижи»

1

59

Д. Хармс « Что это было?»

1

60

Н. Гернет, Д. Хармс « Очень, очень вкусный пирог»

1

61

Ю.Владимиров « Чудаки»

1

62

А. Введенский « Ученый Петя», « Лошадка»

1

63

Обобщение по разделу « Из детских журналов»

1

64

Люблю природу русскую. Зима (9 часов)
Люблю природу русскую. Зима.

1

65

Стихи о первом снеге.

1

66

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

1

67

С. Есенин « Поет зима аукает», « Береза»

1

68

Сказка « Два Мороза»

1

69

С. Михалков «Новогодняя быль»

1

70

А. Барто « Дело было в январе»

1

71

Обобщение по разделу « Люблю природу русскую.Зима»

1

72

Игра « Поле чудес»

1

73

Писатели – детям

1

74

К. Чуковский « Путаница»

1

75

К. Чуковский « Радость»

1

76, 77

К. Чуковский « Федорино горе»

2

78

С. Маршак « Кот и лодыри»

1

79

С. Михалков « Мой секрет», « Сила воли»

1

80

С. Михалков « Мой щенок»

1

81

А. Барто « Веревочка»

1

82

А. Барто « Мы не заметили жука», « В школу»

1

83

А. Барто « Вовка – добрая душа»

1

84

Н. Носов « Затейники»

1

85,86

Н. Носов « Живая шляпа»

2

87,88

Н. Носов « На горке»

2

89

Обобщение по разделу « Писатели – детям»

1

Писатели – детям (17 часов)

Я и мои друзья (10 часов)
90

Я и мои друзья

1

91

Стихи о дружбе и обидах

1

92

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

1

93

Ю. Ермолаев « Два пирожных»

1

94, 95

В. Осеева « Волшебное слово»

2

96

В. Осеева « Хорошее»

1

97, 98

В. Осеева« Почему?»

2

99

Обобщение по разделу « Я и мои друзья»

1

100

Люблю природу русскую. Весна. (10 часов)
Люблю природу русскую

1

101

Стихи Ф. Тютчева о весне

1

102

Стихи А. Плещеева о весне

1

103

А. Блок « На лугу»

1

104

С. Маршак « Снег теперь уже не тот….»

1

105

И. Бунин « Матери»

1

106

А. Плещеев « В бурю»

1

107

Е. Благинина « Посидим в тишине»

1

108

Э. Мошковская « Я маму мою обидел»

1

109

Обобщение по разделу « Люблю природу русскую. Весна »

1

110

И в шутку и всерьез (14 часов)
И в шутку и всерьез

1

111

Б. Заходер « Товарищам – детям», « Что красивее всего»

1

112, 113

Б. Заходер « Песенки Винни- Пуха»

2

114

Э. Успенский ««Чебурашка»

1

115

Э. Успенский « Чебурашка», « Если был бы я девчонкой»

1

116

Стихи Э. Успенского

1

117

Стихи В. Берестова

1

118

Стихи И. Токмаковой

1

119, 120

Г. Остер « Будем знакомы»

2

121, 122

В. Драгунский « Тайное становится явным»

2

123

Обобщение по разделу « И в шутку и всерьез»

1

124

Литература зарубежных стран (13 часов)
Литература зарубежных стран

1

125

Американская и английская народные песенки

1

126

Песенки «Сюзон и мотылек»,« Знают мамы, знают дети»

1

127, 128

Ш. Перро « Кот в сапогах»

2

129

Ш. Перро « Красная Шапочка»

1

130,

Г.Х Андерсен « Принцесса на горошине»

1

131,132

Э. Хогарт « Мафин и паук»

2

133

Обобщение по разделу « Литература зарубежных стран»

1

134

КВН « Цветик- семицветик»

1

135, 136

Резервный: повторение пройденного.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».