Программа соответствует учебнику «Русский язык 2 класс» для общеобразовательных учреждений // В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого - 4-е издание Москва «Просвещение» 2014 г В данной рабочей программе на изучение русского языка во 2 классе отводится 4 часа в неделю, из расчѐта 34 учебных недель – 136 часов в год. 1. Планируемые результаты Личностные результаты: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык» Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Обучающиеся научатся: Развитие речи ‐ участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); ‐ строить предложения для определѐнной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); ‐ (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); ‐ пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; ‐ различать устную и письменную речь; ‐ различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; ‐ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; ‐ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; ‐ понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; ‐ читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; ‐ составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Фонетика, орфоэпия, графика ‐ различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; ‐ определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объѐме изученного); ‐ характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; ‐ понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении); ‐ анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; ‐ определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове; ‐ определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости согласных и звука [й’]; ‐ определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; ‐ определять ударный и безударные слоги в слове; ‐ правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; ‐ использовать знание алфавита при работе со словарями; ‐ определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; ‐ устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ѐлка, маяк; ‐ находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось, друг, сказка); ‐ произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим словарѐм учебника). Лексика ‐ осознавать слово как единство звучания и значения; ‐ выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; ‐ различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); ‐ иметь представление о синонимах и антонимах; ‐ распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; ‐ подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима; ‐ наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; ‐ наблюдать над словами, употреблѐнными в прямом и переносном значении. Состав слова (морфемика) ‐ осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; ‐ владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов; ‐ распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем; ‐ определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова). Морфология ‐ различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определѐнной частью речи; ‐ находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; ‐ находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имѐн существительных; ‐ находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имѐн прилагательных, роль в предложении; ‐ находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи; ‐ находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; ‐ подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов. Синтаксис ‐ различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; ‐ определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; ‐ сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; ‐ находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое; ‐ различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды); ‐ устанавливать связи слов между словами в предложении; ‐ соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; ‐ восстанавливать деформированные предложения; ‐ составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную тему. Орфография и пунктуация ‐ применять изученные правила правописания: ‐ раздельное написание слов в предложении; ‐ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); ‐ отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; ‐ перенос слов; ‐ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; ‐ проверяемые безударные гласные в корне слова; ‐ парные звонкие и глухие согласные в корне слова; ‐ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; ‐ разделительный мягкий знак (ь); ‐ знаки препинания конца предложения (. ? !); ‐ раздельное написание предлогов с именами существительными; ‐ раздельное написание частицы не с глаголами; ‐ применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; ‐ безошибочно списывать текст с доски и учебника объѐмом 40—50 слов; ‐ писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объѐмом 30—40 слов. Обучающиеся получат возможность научиться: Развитие речи ‐ анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; ‐ соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; ‐ озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; ‐ распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; ‐ замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; ‐ составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); ‐ находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); ‐ составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определѐнную тему; ‐ составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещѐнных в учебнике); ‐ письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; ‐ проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. Фонетика, орфоэпия, графика ‐ осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; ‐ устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; ‐ применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твѐрдые и др.); ‐ пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем. Лексика ‐ выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; ‐ на практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи); ‐ замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении; ‐ пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. ‐ Состав слова (морфемика) ‐ различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; ‐ различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; ‐ подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова. Морфология ‐ различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; ‐ выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи; ‐ различать имена существительные, употреблѐнные в форме одного числа (ножницы, кефир); ‐ выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; ‐ использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; ‐ пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях. Синтаксис ‐ опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные; составлять такие предложения, распространять нераспространѐнные предложения второстепенными членами; ‐ находить предложения с обращениями. Орфография и пунктуация ‐ осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»; ‐ определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; ‐ разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные; ‐ обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; ‐ применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; ‐ пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами. 2. Содержание учебного предмета Наша речь (4 часа). Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Текст (5 часов). Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединѐнных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте. Предложение (12 часов). Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись. Слова, слова, слова…(22 часа) Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника. Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарѐм. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Звуки и буквы (34 часов). Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарѐм. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. Части речи (47 часов) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определѐнной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн существительных в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имѐн существительных. Число имѐн существительных. Изменение имѐн существительных по числам. Употребление имѐн существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имѐн существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их орфограммами. Формирование умений в речи и в правописании глаголов с изученными воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в текстеповествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имѐн прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространѐнных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Повторение изученного за год (17 часов). Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. 3. № урока Календарно-тематическое планирование Тема урока Кол-во часов 1 Наша речь (3 часа) Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1 2 Что можно узнать о человеке по его речи? 1 3 Как отличить диалог от монолога? 1 Текст (4 часов) 4 Что такое текст? 1 5 Что такое тема и главная мысль текста? 1 6 Части текста. 1 7 Диктант. Работа над ошибками. 1 8 Предложение (12 часов) Что такое предложение? 1 9 Как из слов составить предложение? 1 10 Что такое главные члены предложения? 1 11 Что такое второстепенные члены предложения? 1 12 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 1 13 Что такое распространѐнные и нераспространѐнные члены 1 предложения? 14 Как установить связь слов в предложении? 1 15 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. 1 16 Контрольный диктант по теме "Предложение" 1 17 Слова, слова, слова... (22 часа) Что такое лексическое значение слова? 1 18 Что такое однозначные и многозначные слова? 1 19 Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1 20 Что такое синонимы? 1 21 Что такое антонимы? 1 22 Контрольный диктант по теме « Слово» 1 23 Что такое родственные слова? 1 24 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 25 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 26 Какие бывают слоги? 1 27 Как определить ударный слог? 1 28 Как определить ударный слог? 1 29 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 30 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 31 Обучающее сочинение по серии картинок. 1 32 Проверочная работа. 1 33 Контрольный диктант 1 34 Звуки и буквы (34 часа) Как различать звуки и буквы? 1 35 Как мы используем алфавит? 1 2 четверть (35 ч.) 36 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1 37 Как определить гласные звуки? 1 38 Контрольный диктант. 1 39 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 40 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 41 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 42 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 43 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными 1 звуками в корне. 44 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными 1 звуками в корне. 45 Развитие речи. Обучающее сочинение. 1 46 Диктант. Проверочная работа. 1 47 Как определить согласные звуки? 1 48 Согласный звук [Й] и буква И краткое 1 49 Слова с удвоенными согласными. 1 50 Развитие речи. 1 51 Наши проекты. «И в шутку и в серьѐз» 1 52 Твѐрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1 53 Как обозначить мягкость согласного звука на письме? 1 54 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими 1 согласными. 55 Контрольный диктант. 1 56 Наши проекты. Пишем письмо. 1 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) 57 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. 1 58 Повторение темы « Твѐрдые и мягкие согласные» 1 59 3 четверть (50 ч.) Контрольный диктант 1 60 Наши проекты. Рифма. 1 61 Буквосочетаня ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. 1 62 Буквосочетаня ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. 1 63 Как отличить звонкие согласные от глухих? 1 64 Произношение и написание парных звонких и глухих согласных 1 звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? 65 Проверка парных согласных в корне слова. 1 66 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных 1 согласных. 67 Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста 1 68 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 69 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1 Изложение повествовательного текста по вопросам плана 70 Диктант. 1 71 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 72 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 73 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 74 Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. 1 75 Контрольное списывание. 1 76 Обучающее сочинение «Зимние забавы» 1 77 Обобщение изученного материала 1 78 Части речи (47 часов) Что такое части речи? 1 79 Что такое части речи? 1 80 Что такое имя существительное? 1 81 Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные. 1 82 Собственные и нарицательные имена существительные.. 1 Правописание собственных имѐн существительных 83 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная 1 буква в именах, отчествах и фамилиях людей 84 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная 1 буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. 85 Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. 1 86 Заглавная буква в географических названиях 1 87 Развитие речи. Обучающее изложение. 1 88 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. 1 89 Диктант 1 90 Единственное и множественное число имѐн существительных. 1 91 Единственное и множественное число имѐн существительных. 1 92 Единственное и множественное число имѐн существительных. 1 93 Обучающее изложение. 1 94 Проверка знаний. 1 95 Диктант. 1 96 Что такое глагол? 1 97 Что такое глагол? 1 98 Что такое глагол? 1 99 Единственное и множественное число глаголов. 1 4 четверть (40 ч) 100 Единственное и множественное число глаголов. 1 101 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 102 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». 1 103 Что такое текст-повествование? 1 104 Проверка знаний. 1 105 Что такое имя прилагательное? 1 106 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1 107 Прилагательные близкие и противоположные по значению. 1 108 Единственное и множественное число имѐн прилагательных. 1 109 Что такое текст – описание? 1 110 Проверка знаний. 1 111 Общее понятие о предлоге 1 112 Раздельное написание предлогов со словами. 1 113 Восстановление предложений 1 114 Проверка знаний. 1 115 Диктант. 1 116 Работа над ошибками. 1 117 Что такое местоимение? 1 118 Что такое местоимение? 1 119 Что такое текст – рассуждение? Развитие речи 1 120 Проверка знаний. 1 121 Контрольный диктант. 1 122 Работа над ошибками 1 123 Повторение (17 часов) Повторение по теме «Текст». 1 124 Сочинение по картине. 1 125 Повторение по теме "Предложение" 1 126 Повторение по теме "Предложение" 1 127 Повторение по теме «Слово и его значение». 1 128 Повторение по теме «Части речи». 1 129 Повторение по теме «Части речи». 1 130 Повторение по теме «Звуки и буквы». 1 131 Повторение по теме «Правила правописания». 1 132 Контрольное списывание. 1 133 Повторение и закрепление изученного материала 1 134 Повторение и закрепление изученного материала 1 135 Повторение и закрепление изученного материала 1 136 Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. 1