Рабочая программа по предмету родная литература 11 класс 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету «родная русская литература»
(базовый уровень)
11 класс

Учитель русского языка и литературы:
Скворцова Светлана Витальевна

Санномыск
2022

Рабочая программа составлена соответствует учебнику «Родная литература» для 11
класса (автор Александрова О.М., Загоровская О.В.)для
общеобразовательных
учреждений, Москва «Просвещение» 2021 г.
В данной рабочей программе на изучение родной литературы в 11 классе отводится 1 час
в неделю, из расчета 34 учебных недели – 34 часа в год.
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего
образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы,
воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления,
которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей
действительности.
Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы
заключаются в следующем:
В познавательной сфере
 умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной
исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в
выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные
ценности;
 понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой
их написания;
 знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов
развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;
 умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным
произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;
 умение использовать литературоведческие термины при анализе истории
литературы.
В ценностно-ориентационной сфере:
 приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;
 формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной
литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения
о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;
 умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом
литературного периода, когда оно было создано;
 умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение
к нему.
В эстетической сфере:
 формирование общего представления об образной природе литературного
произведения, воспитание эстетического вкуса;
 воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного
отношения к достижениям различных национальных литератур.
Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах
школы являются следующие:








формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения
литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование
постоянного интереса к литературе и искусству;
воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;
сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о
литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других
народов, воспитание толерантности;
уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в
теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития
литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате освоения
предмета «Родная (русская) литература» выпускник
научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной
литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих
разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного
мира произведения;
 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их

художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека
перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя
Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ
далекой родины.

Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история
деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные
времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность
людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны,
особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н.
Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм
как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе,
проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема
внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность
для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской
эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в
дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической
цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
III.
№
урока
1
2-3

4-5
6-7

8-10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема урока
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное
воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе
человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание
трагического одиночества человека перед неразрешимыми
проблемами бытия в рассказе.
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям,
образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе,
образ Машеньки как символ далекой родины.

колво
часов
1
2
2
2
3

11-16
17-18
19

20-21

22
23

Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного
времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение
мужества простого русского народа в военные времена,
душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых,
Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика
пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в
рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий
эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода
социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести,
гражданственность и патриотизм как национальные ценности в
повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная
система в рассказе, проблема межнациональных отношений.

30-32

З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные
законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных
молодежных движений,система пространственных образов как
отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в
лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое
наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в
научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная
цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения
вниз» по эволюционной лестнице.
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором
деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет
ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории,
судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в
мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху
сталинских репрессий в романах.

33-34

В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания
в рассказе.

24-25

26

27

28
29

6

2
1
2

1
1

2

1

1

1
1

3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».