Рабочая программа по предмету «родная русская литература» (базовый уровень) 11 класс Учитель русского языка и литературы: Скворцова Светлана Витальевна Санномыск 2022 Рабочая программа составлена соответствует учебнику «Родная литература» для 11 класса (автор Александрова О.М., Загоровская О.В.)для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2021 г. В данной рабочей программе на изучение родной литературы в 11 классе отводится 1 час в неделю, из расчета 34 учебных недели – 34 часа в год. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности. Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем: В познавательной сфере умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности; понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания; знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений; умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы; умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы; формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде; умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано; умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему. В эстетической сфере: формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса; воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур. Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие: формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству; воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку; сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности; уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; – навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Проблемно-тематический блок «Личность»: А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности. Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести. В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины. Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе. А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести. В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений. З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»: Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова. А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе. Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»: И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции. Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах. В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе. III. № урока 1 2-3 4-5 6-7 8-10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ тема урока А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности. Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе. Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести. В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины. колво часов 1 2 2 2 3 11-16 17-18 19 20-21 22 23 Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом. И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе. А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести. В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений. 30-32 З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова. А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе. Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице. И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции. Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах. 33-34 В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе. 24-25 26 27 28 29 6 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 3 2