Пояснительная записка. 1. Учебный план основного общего образования МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» (далее – учебный план) является компонентом образовательной программы школы (пункт 9 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, определяющих перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2. Учебный план сформирован в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах: 2.1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); 2.2. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); 2.3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 17.12.2010; 2.4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; 2.5. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240 – V; 2.6. Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992 № 221-XII; 2.7. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 776. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Санномыская средняя общеобразовательная школа» ориентирован на 34 учебных недели для обучающихся 6-9 классов. На основе учебного плана организован учебно-воспитательный процесс по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену. Обучение организуется по классноурочной системе. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и занятий внеурочной деятельности. Учебный план для обучающихся 6-9 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литература». «Русский язык»: 6 класс-5 часов, 7 класс-3 часа, 8 класс-2 часа, 9 класс-3 часа. «Литература» - 5-9 классы-2 часа. Предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для включения в учебный план основного общего образования согласно п. 11.2 ФГОС ООО. В связи с этим с 6 по 9 классы вводится изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в объеме 1 часа, учебный предмет «Родная литература» в объеме 1 часа, по заявлениям родителей/законных представителей. Предметная область «Иностранные языки. Второй иностранный язык» включает учебный предмет: «Английский язык» по 3 часа в неделю в 6 - 9 классах. Второй иностранный язык в школе не преподается из -за отсутствия условий преподавания второго иностранного языка, ввиду отсутствия преподавателя. Предметная область «Математика и информатика» представлены учебными предметами в 6 классе - «Математика» в количестве 5 часов, в 7-9 классах - «Алгебра» в количестве 3 часа, «Геометрия» в количестве 2 часов, «Информатика» в 7-9 классах в количестве по 1 часу. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными предметами: «История», «Обществознание», «География». Учебный предмет «История» изучается с соблюдением часов учебного плана основного общего образования и составляет по 2 часа в неделю в 6-9 классах. Учебный предмет «Обществознание» изучается с соблюдением часов учебного плана основного общего образования и составляет 1 час в неделю в 6-9 классах. Учебный предмет «География» изучается с соблюдением часов обязательной части учебного плана основного общего образования и составляет по 1 часу в неделю в 6 - 9 классах-2 часа. Предметная область «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) проводится в 6-9 классах, как часть учебных предметов. В данном случае в рабочие программы учебных предметов история, обществознание, русский язык, литература, музыка включены темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания, с целью освоения норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, а также через традиционные мероприятия школы: «День матери», «День пожилого человека», «Смотр строя и песни», «Конкурс патриотической песни», ежегодный смотр художественной самодеятельности, различные благотворительные акции, военно-спортивные сборы и т.д. направленные на становление гражданской позиции, патриотических, духовно-нравственные качеств молодого поколения. Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена учебным предметом «Биология», «Физика», «Химия». Учебный предмет «Биология» изучается с соблюдением часов учебного плана основного общего образования и составляет по 1 часу в неделю для 6-7 классов, в 8-9 классах – 2 часа. «Физика» изучается в объеме 2 часов в 7-8 классах, 3 часа в 9 классах. Учебный предмет «Химия» представлен в 8-9 классах в объеме 2 часов. Использование оборудования открытого в школе центра «Точка роста» позволяет создать условия для расширения школьного содержания естественнонаучных предметов: химия, физика, биология; повышает познавательную активность обучающихся в естественно-научной области; расширяет возможности для работы с одарёнными школьниками в различных областях образовательной и творческой деятельности. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Музыка» изучается с 6 по 8 классы по 1 часу в неделю, «Изобразительное искусство» изучается с соблюдением часов учебного плана основного общего образования – по 1 часу в неделю в 6-7 классах. Предметная область «Технология» согласно концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденные Коллегией Министерства просвещения РФ от 29.12.2018 г., является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны и высокий уровень владения современными технологиями и способность осваивать новые и разрабатывать новые технологии. Учебный предмет «Технология» изучается с соблюдением часов базисного учебного плана основного общего образования - 2 часа в неделю в 6-8 классах – 1 час. При проведении учебных занятий по «Английскому языку», «Технологии”, а также по “Информатике и ИКТ”, “Физике” и “Химии” во время проведения практических занятий деление классов на подгруппы не осуществляется, в связи с малой наполняемостью учащихся в классах. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая культура», «ОБЖ». Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 6 - 9 - ом классах по 2 часа в неделю, третий час изучается за счёт внеурочной деятельности в форме кружка «Быстрее, выше, сильнее». Согласно концепции преподавания предметной области «ОБЖ» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы утвержденные Коллегией Министерства просвещения РФ от 30.12.2018 года, учебный предмет ОБЖ обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Учебный предмет «ОБЖ» изучается в 8-9 классах по 1 часу в неделю, в связи с его практической направленностью: умением правильно принять необходимое решение при возникновении ГО и ЧС. Преподавание предмета осуществляет преподаватель – организатор ОБЖ, допризывной подготовки высшей категории. Разработана учебная программа в соответствии с ФГОС ООО и примерной основной образовательной программой основного общего образования в объеме 68 учебных часов в год (при 34 неделях учебного года). Имеется материально-техническое обеспечение в удовлетворительном состоянии. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на увеличение учебных часов, отводимое на изучение отдельных учебных предметов обязательной части согласно решению педагогического совета № 7 от 13 мая 2022 года. Время, отводимое на часть, формируемое участниками образовательных отношений учебного плана, использовано на: - в 6-9 классах за основу взят вариант № 1 для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, наряду с ним изучается бурятский язык. В соответствии с Государственной программой Республики Бурятия по сохранению, изучению и развитию бурятского языка в Республике Бурятия учебный предмет «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» изучается со 2 по 9 классы, в каждом классе по 2 часа в неделю. - в 7, 8 классах по 1 часу добавлено на изучение учебного предмета «Литература»; -в 9 классе 1 час добавлен на изучение учебного предмета «Русский язык». Этнокультурная часть учебного плана реализуется через внеурочную деятельность: «История Бурятии» в 9 классе – 1 час, а также через включение тем, содержащих вопросы этнокультурного образования, в рабочие программы учебных предметов (литература, биология, география, история, музыка, ИЗО). Формирование финансовой грамотности включает в программу образовательных предметов для учеников 6-9 классов — по учебным предметам: обществознание, математика и география. На уроках школьникам будут рассказывать о безопасных финансовых онлайн-операциях, будут учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. На математике дети будут рассчитывать цены товаров, налоги. Уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Учитель обществознания научит школьников составлять и заполнять заявления, обращения, декларации, доверенности. Недельный учебный план основного общего образования. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего 6 7 8 9 Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература 5 3 2 2 12 2 1 1 2 6 Родной язык и Родной родная литература (русский) язык Родная литература 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 3 3 3 3 12 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 8 4 7 Классы Иностранные языки. Общественнонаучные предметы Математика информатика Иностранный язык (Английский язык) История России. Всеобщая история. Обществознание География и Математика Алгебра 5 5 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 - - - - 2 2 3 7 1 2 2 6 2 2 4 Основы духовнонравственной культуры народов России Естественнонаучные Физика предметы Биология - 1 Химия Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 1 2 3 Технология Технология 2 2 Физическая культура Физическая культура 2 2 и основы ОБЖ безопасности жизнедеятельности ИТОГО: при пятидневной рабочей недели 28 29 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Бурятский язык как государственный 2 2 Литература 1 Русский язык Максимально допустимая недельная нагрузка 30 32 1 2 1 33 5 2 2 8 1 1 2 30 30 117 2 1 8 2 1 33 128 План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения основной образовательной программы начального общего образования, осуществляемая в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования. Целью плана внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 6-9 классов общеобразовательного учреждения в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие учащихся, создание условий для их самореализации и осуществление педагогической поддержки в преодолении ими трудностей в обучении, социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания общеобразовательного учреждения. Направления и виды внеурочной деятельности определены в соответствии обновленным ФГОС ООО. Внеурочная деятельность организована по направлениям: 1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся: - информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»; - занятия по формированию функциональной грамотности учащихся; - занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся. 2. Направления вариативной части: - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и прочее. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность занятия составляет не менее 30 минут, перемена - 10 минут. Максимальный объѐм нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов. Содержание занятий внеурочной деятельности 1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся. Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» представлено программой «Разговоры о важном». Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе Направление «Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся» представлено программой «Функциональная грамотность». Занятия проводятся согласно графика по направлениям в каждом классе (финансовая грамотность 1 неделя текущего месяца, читательская грамотность 2 неделя текущего месяца, математическая грамотность 3 неделя текущего месяца, естественно-научная грамотность- 4 неделя текущего месяца, глобальная компетенция – 1 неделя следующего месяца). Основная цель: развитие способностей учащихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой компетенции. Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся» представлено программой «Шаг в профессию». Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной деятельности. 2. Направления вариативной части. Направление «Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся» представлено программой «История Бурятии», «Путешествие в страну Ирбиса», «Занимательная математика», «Математическая шкатулка», «Занимательная биология», «Физика вокруг нас», «Подготовка к ОГЭ по математике». Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов» представлено программами «Быстрее. Выше. Сильнее», «Шашки», «Школьный театр», «Казачата». Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре, физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Направление «Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности» представлено программой «ЮИД», «Пресс-центр». Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений заботиться о других, организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия учащихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микро- коммуникаций, складывающихся в общеобразовательном учреждении, понимание зон личного влияния на уклад школьной жизни. Реализация плана внеурочной деятельности осуществляется через работу кружков. Направления внеурочной деятельности Инвариантная часть Патриотическая, Наименование рабочей программы «Разговоры о Форма проведения Количество часов в неделю 6 7 8 9 Классный час 1 1 1 1 Всего часов 4 нравственная и экологическая направленности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Социальная направленность (профориентация) важном» «Функциональ ная грамотность» кружок 1 1 1 1 4 «Шаг в профессию» кружок 1 1 1 1 4 Вариативная часть Обще-интеллектуальная «История направленность Бурятии» Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов кружок 1 «Путешествие в страну Ирбиса» «Занимательн ая математика» «Математичес кая шкатулка» кружок 1 «Занимательн ая биология» кружок 1 «Физика вокруг нас» кружок 1 «Подготовка к ЕГЭ по математике» «Быстрее. Выше. Сильнее» «Шашки» кружок кружок 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 кружок 1 1 1 1 4 кружок 1 1 1 1 4 «Школьный театр» кружок 1 1 1 1 4 «Казачата» кружок 1 1 Занятия, направленные «ЮИД» на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно кружок 1 1 2 2 с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности итого 10 10 10 10 40 Ожидаемые результаты Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. Формы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах: - экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров - деятельность ученических сообществ, - клубы по интересам, -встречи, - профессиональные пробы, ролевые игры, - реализация проектов, - кружки, - походы и т.п. Календарный учебный график Продолжительность учебного года Начало учебного года – 01 сентября 2022 г. Окончание учебного года: 27 мая 2023 г. Сменность занятий – занятия проводятся в одну смену по 5 – ти дневной учебной неделе. Продолжительность учебных четвертей в 6-9 классах Учебная четверть Начало Окончание Продолжительность 1 2 3 01.09.2022 08.11.2022 10.01.2023 07.11.2022 09.01.2023 02.04.2023 8 учебных недель 8 учебных недель 10 учебных недель 03.04.2023 27.05.2023 8 учебных недель 34 недели 4 ИТОГО Продолжительность каникул Каникулы Начало Окончание Осенние Зимние Весенние 30.10.2022 29.12.2022 25.03.2023 07.11.2022 09.01.2023 02.04.2023 Продолжительность каникул 9 календарных дней 12 календарных дней 9 календарных дней Выход на занятия 08.11.2022 10.01.2023 03.04.2023 Продолжительность учебной недели в 6-9 классах - 5 дней, в первую смену. Выходной день суббота, воскресенье. Факультативные занятия, проектная деятельность, индивидуальные консультации, дополнительное образование, учебные экскурсии проводятся через 45 минут отдыха. Продолжительность урока. Продолжительность урока составляет 40 минут. Начало учебных занятий – 9 часов 00 минут. Режим учебных занятий Каждый понедельник начинается с цикла занятий «Разговор о важном» 1 час с 9:00 до 9:40 часов местного времени. Режимное мероприятие 6-9 классы 1 урок перемена 2 урок перемена 3 урок перемена 9:00-9:40 10 минут 9:50-10:30 10 минут 10:40 - 11:20 20 минут (организация питания) 11:50-12:530 10 минут 12:40-13:20 10 минут (организация питания) 13:30-14:10 5 минут 14:15-14:55 45 минут 4 урок перемена 5 урок перемена 6 урок перемена 7 урок Активный отдых Организация промежуточной и итоговой аттестации Порядок проведения промежуточной аттестации и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся определяется положением о промежуточной аттестации, в сроки определяемые приказами ОО. Формы промежуточной аттестации учебного плана Классы 6-9 Учебные предметы Все учебные предметы Форма Диагностическая работа