Рабочая программа по предмету музыка 3 класс на 2022-2023уч.г.

Санномыск
2022 г.
Программа соответствует учебнику «Музыка. 3 кл.» для общеобразовательных учреждений
/Е.Д. Критская. – 4 – е изд., - М.: Просвещение, 2014.
В данной рабочей программе на изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю, из
расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ, историю России, укрепление культурной, этнической и
гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное
отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности,
понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни
группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание
целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по
стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или
причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном; культурном, природном и
художественном разнообразии.
Предметные результаты
- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств,
размышлять о музыке как о способе выражении духовных переживании человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного
содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой
деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение
вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств,
музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной
речи разных композиторов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров
(опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об
интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста,
вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения;
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с
помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на
детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта
русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и
изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся
с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая
тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.
Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника
Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.
Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций
и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях
М.П. Мусоргского.
Урок 9. Вечер. Обобщающий урок I четверти. Обобщение музыкальных впечатлений
третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого
опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П.
Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в
художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ
матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя
мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Певцы русской старины Былина о
Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные
традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. «Лель, мой Лель…». Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный
и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы
былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки,
Н. Римского-Корсакова). Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и
профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.
Римского-Корсакова.
Урок 16. Обобщающий урок II четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых
впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Музыка на новогоднем празднике.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 17. Опера «Руслан и Людмила».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики
главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и
Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темыхарактеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. РимскогоКорсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 20. «Океан – море синее».
Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова во вступлении к опере «Садко»
«Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное
развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл). Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл
как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.
Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки.
Урок 26. Обобщающий урок III четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки.
Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Симфония. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)
Урок 29. Мир Бетховена.
Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы,
сюжеты и образы музыки Бетховена.
Урок 30. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и
стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной
речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Урок 32. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига
и П. Чайковского.
Урок 33. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между
людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 34. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок IV четверти.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников
за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и
полюбившихся песен всего учебного года.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока
РАЗДЕЛ 1. «РОССИЯ - РОДИНА МОЯ»

Кол-во
часов

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13

14

15

16
17
18
19
20
21
22

23

Мелодия -душа музыки.
Стр.5-7
Природа и музыка. Звучащие картины. (н.р.к.)
(уч.,8-11; р.т., 4-7)
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. (к.р.к.)
(уч.,12-15; р.т., 12-13)
Кантата «Александр Невский».
(уч.,16-17; р.т., 4-7)
Опера «Иван Сусанин».
(уч.,18-21; р.т., 20-21)
РАЗДЕЛ 2. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ
Утро.
(уч.,23 -25, 36-37; р.т., 8-9).
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
(уч.,26-27; р.т., 30-31)
В детской. Игры и игрушки. На прогулке.
(уч.,30-35)
Вечер. Обобщающий урок I четверти.
РАЗДЕЛ 3. О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ….
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».
(уч.,39 -43)
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая
моя, мама!».
(уч.,44 -47)
Вербное воскресенье. Вербочки.
(уч.,48-51; р.т., 30-31)
Святые земли Русской.
(уч.,52-53)
РАЗДЕЛ 4. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!
«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины.
Былина о Садко и Морском царе.
(уч.,55-61; р.т., 14-15)
«Лель, мой Лель…» Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
(н.р.к.)
(уч.,62-67; р.т., 16-17)
Обобщающий урок II четверти.
РАЗДЕЛ 5. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ.
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила»
(уч.,70-75)
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»
(уч.,76-77)
Опера «Снегурочка». В заповедном лесу.
(уч.,78-83)
Океан – море синее.
(уч.,84 -85; р.т., 28-29)
Балет «Спящая красавица».
(уч.,86 -89; р.т., 18-19)
В современных ритмах (мюзикл).
(уч.,90 -91; р.т., 6-7)
РАЗДЕЛ 6. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ.
Музыкальное состязание (концерт).

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

(уч.,93 -95)
«Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
(уч.,96 -101)
Музыкальные инструменты (скрипка)
Обобщающий урок III четверти.
Сюита «Пер Гюнт».
(уч.,102 -105; р.т., 8-9)
«Героическая».
(уч.,106 -111)
Мир Бетховена.
(уч.,112 -113)
РАЗДЕЛ 7. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ….
Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.
(уч.,116 -119)
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.
(уч.,120 -123 р.т., 22-25)
Певцы родной природы.
(уч.,124 -125)
Прославим радость на земле!
(уч.,126 -128 р.т., 26-27)
Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок IV четверти.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».