Рабочая программа по предмету музыка 6 класс на 2022-2023уч.г.

Программа
соответствует учебнику «Музыка. 6 кл.» для общеобразовательных
учреждений /Т.И.Науменко, В.В. Алеев. – 2 – е изд., - М.: Дрофа, 2014.
В данной рабочей программе на изучение музыки в 6 классе отводится 1 час в неделю, из
расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными
действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами
искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов
ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественно-творческих задач.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире
музыки;
-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам
музыкально-творческой деятельности;
-понимание
интонационно-образной
природы
музыкального
искусства,
средств
художественной выразительности;
-осмысление
основных
жанров
музыкально-поэтического
народного
творчества,
отечественного и зарубежного музыкального наследия;
-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных
произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной
культуры;
-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации
собственного творческого потенциала.
По окончании курса изучения предмета учащийся научится:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений
к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная,
современная;
Получит возможность научиться:
 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к
искусству;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства;
 развивать
навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта
творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве
сети Интернет.
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема года: «В чём сила музыки»
Урок №1. Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты
эмоционального воздействия музыки на человека.
Урок №2. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир
музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Урок №3. Искусство и фантазия
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в
произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).
Урок №4. Искусство – память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о
Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый
замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в
истории культуры.
Урок №5. В чём сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л.
Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №6. Волшебная сила музыки

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в
музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Урок №7-8. Музыка объединяет людей
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее
воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии
№ 9 Л. Бетховена.
Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»
Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).
Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров
музыки».
Урок №10. Единство музыкального произведения
В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства
музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере
Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №11. «Вначале был ритм»
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи
человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика
музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки
(на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь,
выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена).
Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских
народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Урок №14. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в
«Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии
№ 5 Л. Бетховена.
Урок №15-16. От адажио к престо.
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального
произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на
примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха).
Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы»
Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет
зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Урок №17. «Мелодия – душа музыки»
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним
прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость
художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А.
Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).
Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете
«Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П.
Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).
Урок №20. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие
музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира»
И. С. Баха.
Урок №21. Два начала гармонии

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа
музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых
аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».
Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы
роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и
темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как
первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Урок №23. Красочность музыкальной гармонии
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочнофантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко»
Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония?
Причины ее возникновения.
Урок №24 Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй
полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные
особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет
мир»).
Урок №25. Философия фуги.
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги.
Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура. Обобщающий урок.
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на
примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере
Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с
сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»:
зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Урок №27. Пространство фактуры
Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Урок №28. Тембры – музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров
скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. РимскогоКорсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова);
виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и
фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок №29-30. Соло и тутти
Сочетания
тембров
музыкальных
инструментов.
Симфонический
оркестр,
его
инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных
тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н. Римского-Корсакова).
Урок №31. Громкость и тишина в музыке
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические
нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части
«Гроза». Буря»).
Урок №32. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в
создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная
роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента
произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Урок № 33. По законам красоты.
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов
человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы ≪Лебедь≫ из
фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений
«слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства
художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.
Урок № 34. Подводим итоги. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»;
«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности
искусства?».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1

«Музыка души»
РАЗДЕЛ 1 «ТЫСЯЧА МИРОВ МУЗЫКИ»
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство–память человечества.
В чём сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Музыка объединяет людей.
Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»
РАЗДЕЛ «КАК СОЗДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Единство музыкального произведения.
РАЗДЕЛ «РИТМ»
Вначале был ритм.
О чём рассказывает
музыкальный ритм.
О чём рассказывает
музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма
От адажио к престо.
От адажио к престо. Обобщающий урок.
РАЗДЕЛ «МЕЛОДИЯ»
Мелодия – душа музыки.
Мелодией одной звучат печаль и радость.
Мелодия «угадывает» нас самих.
РАЗДЕЛ «ГАРМОНИЯ»
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
РАЗДЕЛ «ПОЛИФОНИЯ»
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
РАЗДЕЛ «ФАКТУРА»
Какой бывает музыкальная фактура. Обобщающий урок.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Пространство фактуры.
РАЗДЕЛ «ТЕМБРЫ»
Тембры – музыкальные краски.
Соло и тутти.
Соло и тутти.
РАЗДЕЛ «ДИНАМИКА»
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
РАЗДЕЛ «ЧУДЕСНАЯ ТАЙНА МУЗЫКИ»
По законам красоты.
Подводим итоги. Заключительный урок по теме года «В чём сила
музыки».

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».