Программа соответствует учебнику «Музыка. 6 кл.» для общеобразовательных учреждений /Т.И.Науменко, В.В. Алеев. – 2 – е изд., - М.: Дрофа, 2014. В данной рабочей программе на изучение музыки в 6 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; -принятие мультикультурной картины современного мира; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы. Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе: -анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; -проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; -оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; -размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; -использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; -применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Предметные результаты Предметными результатами изучения музыки являются: -общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; -устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; -понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; -осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; -рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; -применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; -постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; -расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. По окончании курса изучения предмета учащийся научится: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; Получит возможность научиться: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. совершенствовать умения и навыки самообразования. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тема года: «В чём сила музыки» Урок №1. Музыка души Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. Урок №2. Наш вечный спутник Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека). Урок №3. Искусство и фантазия Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки). Урок №4. Искусство – память человечества Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. Урок №5. В чём сила музыки Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Урок №6. Волшебная сила музыки Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Урок №7-8. Музыка объединяет людей Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки» Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание). Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки». Урок №10. Единство музыкального произведения В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Урок №11. «Вначале был ритм» Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Урок №14. Диалог метра и ритма Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Урок №15-16. От адажио к престо. Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова). Урок №17. «Мелодия – душа музыки» Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта. Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость» Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик). Урок №20. Что такое гармония в музыке Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Урок №21. Два начала гармонии Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Урок №23. Красочность музыкальной гармонии Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочнофантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Урок №24 Мир образов полифонической музыки Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Урок №25. Философия фуги. Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура. Обобщающий урок. Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Урок №27. Пространство фактуры Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Урок №28. Тембры – музыкальные краски Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. РимскогоКорсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха). Урок №29-30. Соло и тутти Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Урок №31. Громкость и тишина в музыке Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»). Урок №32. Тонкая палитра оттенков Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Урок № 33. По законам красоты. Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы ≪Лебедь≫ из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Урок № 34. Подводим итоги. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки». Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?». 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока 1 «Музыка души» РАЗДЕЛ 1 «ТЫСЯЧА МИРОВ МУЗЫКИ» Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство–память человечества. В чём сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка объединяет людей. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки» РАЗДЕЛ «КАК СОЗДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ» Единство музыкального произведения. РАЗДЕЛ «РИТМ» Вначале был ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма От адажио к престо. От адажио к престо. Обобщающий урок. РАЗДЕЛ «МЕЛОДИЯ» Мелодия – душа музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Мелодия «угадывает» нас самих. РАЗДЕЛ «ГАРМОНИЯ» Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Красочность музыкальной гармонии. РАЗДЕЛ «ПОЛИФОНИЯ» Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. РАЗДЕЛ «ФАКТУРА» Какой бывает музыкальная фактура. Обобщающий урок. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Пространство фактуры. РАЗДЕЛ «ТЕМБРЫ» Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Соло и тутти. РАЗДЕЛ «ДИНАМИКА» Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. РАЗДЕЛ «ЧУДЕСНАЯ ТАЙНА МУЗЫКИ» По законам красоты. Подводим итоги. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки». 1 1 1 1 1 1 1 1