Рабочая программа по предмету музыка 7 класс на 2022-2023уч.г.

Программа соответствует учебнику «Музыка. 7 кл.» для общеобразовательных учреждений
/Т.И.Науменко, В.В. Алеев. – 4 – е изд., - М.: Дрофа, 2017.
В данной рабочей программе на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю, из
расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Учащиеся научатся:

понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного
искусства, театра, кино и др.);

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
других видов искусства;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и
современности;

использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
Учащиеся получат возможность:

участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:
формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих
тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими
видами искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач.
Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и
подтверждающих их доказательств;

применять
методы
наблюдения,
экспериментирования,
моделирования,
систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении
различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого
сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления
(музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные
отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием
учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в
мире музыки;
-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным
видам музыкально-творческой деятельности;
-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств
художественной выразительности;
-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества,
отечественного и зарубежного музыкального наследия;
-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных
произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
-применение специальной терминологии для классификации различных явлений
музыкальной культуры;
-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для
реализации собственного творческого потенциала.
Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в
ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной
речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов
России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития
музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития
событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в
разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические
особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на
простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных
видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию
инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных
произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1ч
Раздел «Содержание в музыке» - 3ч.
1.
Тема Музыку трудно объяснить словами -1час
Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое.
Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии
человеческих настроений и состояний души.
2.
Тема В чем состоит сущность музыкального содержания. Что такое музыкальное
содержание – 1час
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний.
Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка
обладает свойством обобщать.
3.
Тема В чем состоит сущность музыкального содержания. Что такое музыкальное
содержание – 1час

Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания
воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные
человеческие чувства.
Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 (ч).
1.
Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час
Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими
собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского
«Времена года».
2.
Тема Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского -1час
Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в
представлении великого русского композитора.
3.
Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час
Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная
тема в
симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».
4.
Тема Когда музыка не нуждается в словах -1 час
Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное
произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное
содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.
Обобщение -1 час.
Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч).
1.
Тема Лирические образы в музыке - 1 час
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального
произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и
Рахманинова.
2.
Тема Драматические образы в музыке -1 час
Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д.
Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь».
3.
Тема Эпические образы в музыке -1 час
Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».
Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч).
1.
Тема «Память жанра» -1 час
Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре
существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем.
2.
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.
3.
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
4.
Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час
Раздел «Форма в музыке. Что такое музыкальная форма» – 3 (ч).
1.
Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час
Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере
музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.
2.
Тема Художественная форма – это ставшее зримым содержание - 1 час
Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не
может быть реализовано вне формы.
3.
Тема От целого к деталям - 1 час
Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее
особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается
главная сущность искусства.
Раздел «Виды музыкальных форм» – 7 (ч).
1.
Тема Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Какой бывает
музыкальная композиция -1 час

Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции
есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и
содержания.
2.
Тема Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период) -1 час
Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее
верна Прелюдия Шопена ля мажор.
3.
Тема О роли повторов в музыкальной форме – 1 час
4.
Тема Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)-1час
Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство
музыкального образа и образа поэтического.
5.
Тема Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки -1 час
Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример
трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».
6.
Тема Многомерность образа в форме рондо -1 час
Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы
в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
7.
Тема Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича (вариации) -1 час
Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике
видоизменяясь. Обобщающий урок
Раздел «Музыкальная драматургия» – 7 (ч).

Тема Музыка в развитии -1 час
Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит
на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского
из цикла «Картинки с выставки».

Тема Музыкальный порыв -1 час
Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять
основной образ пьесы.

Тема Развитие образов и персонажей в оперной драматургии -1 час
Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.

Тема Развитие образов и персонажей в оперной драматургии -1 час

Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час
Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь».

Тема Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии -1 час
Симфония – монументальный
жанр инструментальной музыки. Четырехчастность
симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей,
смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии).

Тема Формула красоты. Заключительный урок -1 час.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

Тема урока
«Магическая единственность» музыкального произведения.
РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ»
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания
В чем состоит сущность музыкального содержания
РАЗДЕЛ «КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ»
Музыка, которую можно объяснить словами

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского
Восточная тема у Н.Римского-Корсакова: «Шехеразада»
Когда музыка не нуждается в словах
Урок-обобщение
РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке
Эпические образы в музыке.
РАЗДЕЛ «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР»
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Такие разные песни, танцы, марши.
Такие разные песни, танцы, марши.
РАЗДЕЛ «ФОРМА В МУЗЫКЕ. ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА»
«Сюжеты» и «герои»
музыкальной формы.
«Художественная форма-это ставшее зримым содержание».
От целого к деталям.
РАЗДЕЛ «ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ»
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
О роли повторов в музыкальной форме
Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»
(двухчастная форма).
Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки
Многомерность образа в форме рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии
Д.Шостаковича (вариации).
Обобщающий урок
РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ»
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Музыкальный порыв
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
Формула красоты.
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».