Программа соответствует учебнику «Музыка. 7 кл.» для общеобразовательных учреждений /Т.И.Науменко, В.В. Алеев. – 4 – е изд., - М.: Дрофа, 2017. В данной рабочей программе на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; -принятие мультикультурной картины современного мира; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы. Учащиеся научатся: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах); Учащиеся получат возможность: участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе: -анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; -проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; -оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; -размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; -использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; -применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Предметные результаты Предметными результатами изучения музыки являются: -общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; -устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; -понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; -осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; -рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; -применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; -постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; -расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Учащиеся научатся: активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании; Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Магическая единственность» музыкального произведения. – 1ч Раздел «Содержание в музыке» - 3ч. 1. Тема Музыку трудно объяснить словами -1час Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души. 2. Тема В чем состоит сущность музыкального содержания. Что такое музыкальное содержание – 1час Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать. 3. Тема В чем состоит сущность музыкального содержания. Что такое музыкальное содержание – 1час Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства. Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 (ч). 1. Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года». 2. Тема Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского -1час Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора. 3. Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада». 4. Тема Когда музыка не нуждается в словах -1 час Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого. Обобщение -1 час. Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч). 1. Тема Лирические образы в музыке - 1 час Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова. 2. Тема Драматические образы в музыке -1 час Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь». 3. Тема Эпические образы в музыке -1 час Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко». Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч). 1. Тема «Память жанра» -1 час Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем. 2. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена. 3. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час 4. Тема Такие разные песни, танцы, марши - 1 час Раздел «Форма в музыке. Что такое музыкальная форма» – 3 (ч). 1. Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта. 2. Тема Художественная форма – это ставшее зримым содержание - 1 час Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы. 3. Тема От целого к деталям - 1 час Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства. Раздел «Виды музыкальных форм» – 7 (ч). 1. Тема Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Какой бывает музыкальная композиция -1 час Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания. 2. Тема Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период) -1 час Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор. 3. Тема О роли повторов в музыкальной форме – 1 час 4. Тема Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)-1час Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического. 5. Тема Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки -1 час Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья». 6. Тема Многомерность образа в форме рондо -1 час Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». 7. Тема Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) -1 час Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь. Обобщающий урок Раздел «Музыкальная драматургия» – 7 (ч). Тема Музыка в развитии -1 час Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». Тема Музыкальный порыв -1 час Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы. Тема Развитие образов и персонажей в оперной драматургии -1 час Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы. Тема Развитие образов и персонажей в оперной драматургии -1 час Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь». Тема Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии -1 час Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии). Тема Формула красоты. Заключительный урок -1 час. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 Тема урока «Магическая единственность» музыкального произведения. РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ» Музыку трудно объяснить словами. В чем состоит сущность музыкального содержания В чем состоит сущность музыкального содержания РАЗДЕЛ «КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ» Музыка, которую можно объяснить словами Кол-во часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского Восточная тема у Н.Римского-Корсакова: «Шехеразада» Когда музыка не нуждается в словах Урок-обобщение РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ» Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке Эпические образы в музыке. РАЗДЕЛ «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР» «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши. Такие разные песни, танцы, марши. Такие разные песни, танцы, марши. РАЗДЕЛ «ФОРМА В МУЗЫКЕ. ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА» «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма-это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. РАЗДЕЛ «ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ» Почему музыкальные формы бывают большими и малыми Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). О роли повторов в музыкальной форме Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). Обобщающий урок РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ» О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии Музыкальный порыв Развитие образов и персонажей в оперной драматургии Развитие образов и персонажей в оперной драматургии Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии Формула красоты. Обобщающий урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1