Приложение к рабочей программе по предмету «История» составлено на основании: - методических рекомендаций по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведѐнных в сентябре-октябре 2020г.; - аналитической справки по результатам ВПР «История» в 7 классе по программе 6 класса; - с целью внесения изменений в Рабочую программу по предмету «История» для 7 класса, направленных на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «История» за курс 6 класса. 1. Планируемые результаты учебного предмета Предметные результаты 1. Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); 2. Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; 3. Составление и анализ генеалогических схем и таблиц; 4. Определение и использование исторических понятий и терминов; 5. Овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих еѐ территорию; 6. Использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; 7. Использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; 8. Изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; 9. Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; 10. Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; 11. Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; 12.Описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; 13. Поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; 14.Анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси; 15. Использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); 16. Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; 17. Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; 18. Умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); 19. Сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; 20. Определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; 21. Систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.); 22. Поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; 23. Приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; 24. Личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; 25. Уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. Коммуникативные УУД Умение отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); Умение сохранять окружающую среду и социально - ответственное поведения в ней; Умение адаптироваться к условиям проживания на определенной территории; Самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); выслушивать и объективно оценивать другого; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Умение понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Регулятивные УУД - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель; - определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; - версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; Познавательные УУД - Умение определять понятия, создавать классифицировать, самостоятельно выбирать основания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. - Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. - Формирование навыка смыслового чтения. - Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. - Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Личностные 1.Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; 2. Познавательный интерес к прошлому своей Родины; 3.Изложение своей точки зрения, еѐ аргументация в соответствии с возрастными возможностями; 4. Проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; 5. Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; 6. Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; 7.Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; 8.Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; 9. Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; 10. Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Ученик научится - Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков - Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. - Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков - Реализовывать историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины Ученик получит возможность научиться - Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков - Используя историческую карту, рассказывать об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации. - Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков - Создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; Реализовывать историко- культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины 2. Содержание учебного предмета Добавить в главу «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации», в урок «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» 1 час на отработку темы «Объединение Франции в XII-XV вв.», «Оборона северо-западных границ русских земель в XIII в.», «Внутренняя политика русских князей X в». Добавить в главу «Россия в XVI», в урок по теме «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий» 0,5 часа на отработку темы «Формирование законодательства Древнерусского государства в XI в. ». В урок по теме «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в». 0,5 часа на отработку темы «Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой в XIII в», В урок по теме «Формирование единых государств в Европе и России» 0,5 часа на отработку темы «Княжеские усобицы на Руси во второй половине XI в». В урок по теме «Российское государство в первой трети XVI в» 0,5 часа на отработку темы «Русь при наследниках Ярослава Мудрого». В урок по теме «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в» 0,5 часа «Усиление московского княжества». В урок по теме «Начало правления Ивана IVв.» 0.5 часа на отработку темы «Формирование культурного пространства единого российского государства». В урок по теме «Реформы Избранной Рады» 0,5 часа на отработку темы «Общественный строй и церковная организация на Руси». В урок по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в» 0,5 часа на отработку знаний об известных государственных, военных исторических деятелей, родного края. 3. Тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов 1 Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени 1(из них 0,5 на корректировку) 2 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 1(из них 0,5 на корректировку) 3 Территория, население и хозяйство России в начале XVI в Формирование единых государств в Европе и России Российское государство в первой трети XVI в 1(из них 0,5 на корректировку) Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI Начало правления Ивана IVв. 4 5 6 7 Дата 1 (из них 0,5 на корректировку) Корректировка образовательного процесса по результатам ВПР «Объединение Франции в XIIXV вв.», «Оборона северозападных границ русских земель в XIII в.», «Внутренняя политика русских князей X в». Формирование законодательства Древнерусского государства в XI в. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой в XIII в Княжеские усобицы на Руси во второй половине XI в 1 (из них 0,5 на корректировку) Русь при наследниках Ярослава Мудрого 11.01 1(из них 0,5 на корректировку) Усиление московского княжества 13.01 1 (из них 0,5 на корректировку) Формирование культурного пространства единого российского государства 18.01 16.12 21.12 23.12 28.12 30.12 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 8 Реформы Избранной Рады 1 (из них 0,5 на корректировку) Общественный строй и церковная организация на Руси 20.01 9 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в 1 (из них 0,5 на Известные государственные, корректировку) военные исторические деятели, родного края. 25.01