МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс Борисова Надежда Иннокентьевна учитель начальных классов Санномыск 2021 г. Программа соответствует учебнику «Изобразительное искусство 2 -го класса» Коротеева Е. И.; Москва, «Просвещение» 2012 год издания. В данной рабочей программе на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели – 34 часа в год. 1.Планируемые результаты Личностные результаты: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; •сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; •сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; •развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; •умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; •умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты: •освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями классификации по родовидовым признакам; сравнения, анализа, синтеза, обобщения, •овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; •использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; •осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; •овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой дельности различные деятельности характер, художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; •способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Обучающийся научится: -Духовно-нравственному развитию т.е. формированию у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. - Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов, через принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». - Шаг за шагом откроет многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. - Познает связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого - главный смысловой стержень курса. - ясным представлениям о системе взаимодействия искусства с жизнью. Обучающийся получит возможность научиться -Работать на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности. -Стремлению к выражению своего отношения к действительности . - Интересу к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. -Особому характеру художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни 2. Содержание учебного предмета. Как и чем работает художник?- 8 час. Знакомство с произведениями великих художников, художники рисуют красками, цветными мелками, тушью. Отличительные черты изображений природы, животных, портретов людей. Как работать кистью? Три основных цвета - желтый, красный, синий. Волшебная, белая, черная, серая краски. Серая краска может превратиться в цвет. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что может пластилин? Как работать с пластилином? Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Неожиданные материалы. Реальность и фантазия – 7 ч Изображение и реальность. Как художник передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Как художник изображает животных, в камне, на бумаге, в дереве. Украшения и реальность. Украшения и фантазия. Как природа умеет себя украшать. Морозные узоры на стекле, которые напоминают сказочные деревья и цветы. Постройка и реальность. Свой домик - завиток улитка носит на себе. Постройка и фантазия. Мастер посмотрел на колокольчик и придумал зонт, под которым можно спрятаться от дождя. Конструирование природных форм. Завиток и водоросли из бумаги. Конструируем сказочный город из бумаги. Бумажные цветы, ажурные заборчики. Строим детскую площадку из бумаги. О чем говорит искусство – 11 ч. Изображение природы в разных состояниях. Краски природы, как смешивать краски, показать настроение картины. Как художник изображает настроение. Знакомство с картинами. Как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий. Изображение характера животных. Как использует художник цвета красок, передавая характер изображаемого животного. Изображение характера человека. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения? Образ здания. Костюмы людей часто похожи на образы архитектуры. Теплые цвета. Как красивы теплые солнечные оттенки в осеннем саду! Холодные цвета. Какие холодные цвета бывают зимой! Их можно увидеть везде – на снегу, в воде, в небе. Что выражают холодные и теплые цвета? Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Ритм и характер линий. Средства выразительности любой композиции. 2 Календарно – тематическое планирование. № Тема урока Кол-во часов Как и чем работает художник?- 8 час. 1 Три основных цвета - желтый, красный, синий. 1 2 Белая и черная краски. 1 3 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные 1 возможности. 4 Выразительные возможности аппликации. 1 5 Выразительные возможности графических материалов. 1 6 Выразительность материалов для работ в объеме. 1 7 Выразительные возможности бумаги. 1 8 Обобщающий урок « Неожиданные материалы» 1 Реальность и фантазия – 7 ч 9 Изображение и реальность. 1 10 Изображение и фантазия. 1 11 Украшение и реальность. 1 12 Украшение и фантазия 1 13 Постройка и реальность 1 14 Постройка и фантазия. 15 Обобщающий урок « Братья – Мастера Изображения, Украшения и 1 1 Постройки всегда работают вместе» О чем говорит искусство – 11 ч. 16 Изображение природы в разных состояниях. 1 17 Изображение природы в разных состояниях. 1 18 Выражение характера животных. 1 19 Выражение характера человека в изображении: женский образ. 1 20 Выражение характера человека в изображении: мужской образ. 1 21 Образ человека в скульптуре. 1 22 Человек и его украшения. 1 23 О чем говорят украшения. 1 24 Образ здания. 1 25 Образ здания. 1 26 Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке 1 человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру». 27 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. 1 28 Тихие и звонкие цвета. 1 29 Что такое ритм линий. 1 30 Характер линий. 1 31 Ритм пятен 1 32 Пропорции выражают характер. 1 33 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. 1 34 Обобщающий урок года « Искусство и ты» 1