Рабочая программа по предмету математика 4 класс 2021-2022

Программа соответствует учебнику «Математика 4 класс» для общеобразовательных
учреждений / М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой; 4-е
издание, Москва «Просвещение» 2015.
В данной рабочей программе на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, из
расчёта 34 учебных недель – 136 часов в год.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты

 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей
страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение
к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
заданий.
 Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.
Метапредметные результаты
 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
 Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
 Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
 Способность использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач.
 Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.
 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера,
2

фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 Готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

признать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
 Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов з
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
 Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных
отношений.
 Овладение

основами

логического

и

алгоритмического

мышления,

пространственной:

воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки,
наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы записи и
выполнения алгоритмов.
 Приобретение начального опыта применения математических знаний для решение учебнопознавательных и учебно-практических задач.
 Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
 Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,
работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

3

Обучающийся научится:
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр
окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев
деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
4

- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000
(однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
- решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя устные и
письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать,
записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
5

- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел Е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности;
- составлять равенства и неравенства.

2.

Содержание учебного курса

Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 часов)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (12 часов)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение
многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение)
числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (11 часов)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на
определение начала, конца события, его продолжительности.
6

Сложение и вычитание (12 часов)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и
вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства
сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонентами и
результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное
— в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 часов)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и
делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей,
умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа
на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона.
Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (10 часов)

7

3. Тематическое планирование
№ урока

Тема урока

Количество
часов

Числа от 1 до 1000 (14 часов)
1

Повторение.

1

Нумерация, счет предметов. Разряды
2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий сложение и вычитание

1

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

4

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

1

5

Умножение трёхзначного числа на однозначное

1

6

Свойства умножения

1

7

Алгоритм письменного деления на однозначное число

1

8

Приёмы письменного деления

1

9

Приёмы письменного деления

1

10

Приёмы письменного деления

1

11

Диаграммы

1

12

Что узнали. Чему научились

1

13

Входная контрольная работа

1

14

Анализ контрольной работы , закрепление изученного

1

Нумерация (12 часов)
15

Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс тысяч

1

16

Чтение многозначных чисел

1

17

Запись многозначных чисел.

1

18

Разрядные слагаемые.

1

19

Сравнение чисел

1

20

Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

21

Закрепление изученного

1

22

Класс миллионов, класс миллиардов

1

23

Закрепление изученного по теме «Нумерация больше 1000» Самостоятельная
работа

1

24

Наши проекты. Что узнали. Чему научились

1

25

Контрольная работа № 2 по теме « Нумерация чисел больше 1000»

1

26

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного

1

Величины(11 часов)
8

27

Единицы длины – километр

1

28

Единицы длины. Закрепление

1

29

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр

1

30

Таблица единиц площади

1

31

Измерение площади с помощью палетки

1

32

Единицы массы. Тонна, центнер

1

33

Единицы времени. Определение времени по часам

1

34

Решение задач. (вычисление начала, продолжительности и конца события).
Секунда

1

35

Век. Таблица единиц времени

1

36

Закрепление

1

37

Контрольная работа № 3 по теме «Величины»

1

Сложение и вычитание (12 часов)
38

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений

1

39

Нахождение неизвестного слагаемого

1

40

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

1

41

Нахождение нескольких долей целого.

1

42

Решение задач

1

43

Решение задач

1

44

Сложение и вычитание величин

1

45

Решение задач

1

46

Закрепление.

1

47

Странички для любознательных.

1

48

Что узнали. Чему научил

1

49

Контрольная работа № 4 по теме « Сложение и вычитание».

1

Умножение и деление (77 часов)
50

Анализ контрольной работы. Свойства умножения.

1

51

Письменные приёмы умножения

1

52

Письменные приёмы умножения

1

53

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

54

Нахождение неизвестного множителя делимого делителя.

1

55

Деление с числами 0 и 1

1

56

Письменные приёмы деления

1

57

Письменные приёмы деления

1

58

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз,

1

9

выраженные в косвенной форме
59

Закрепление изученного

1

60

Письменные приёмы деления. Решение задач

1

61

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное
число»

1

62

Закрепление по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

1

63

Умножение и деление на однозначное число

1

64

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного

1

65

Что узнали. Чему научились

1

66

Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и
расстоянием

1

67

Решение задач на движение

1

68

Решение задач на движение

1

69

Решение задач на движение

1

70

Странички для любознательных

1

71

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

72

Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

73

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

74

Умножение числа на произведение

1

75

Решение задач на движение

1

76

Перестановка и группировка множителей

1

77

Закрепление изученного.

1

78

Контрольная работа №6 по теме

1

« Письменное умножение».
79

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

80

Деление числа на произведение

1

81

Деление числа на произведение

1

82

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

83

Решение задач на движение в противоположных направлениях

1

84

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем

1

85

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем

1

86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем

1

87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем

1

88

Решение задач

1

89

Закрепление

1
10

90

Что узнали. Чему научились

91

Контрольная работа №7 по теме « Умножение и деление на числа,

1

оканчивающиеся нулями»

1

92

Наши проекты

1

93

Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму

1

94

Умножение числа на сумму

1

95

Письменное умножение на двузначное число

1

96

Письменное умножение на двузначное число.

1

97

Решение задач

1

98

Решение задач

1

99

Письменное умножение на трехзначное число

1

100

Письменное умножение на трехзначное число

1

101

Закрепление

1

102

Закрепление

1

103

Что узнали. Чему научились

1

104

Контрольная работа № 8 по теме« Умножение на двузначное и трехзначное
число»

1

105

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

1

106

Письменное деление с остатком на двузначное число

1

107

Алгоритм письменного деления на двузначное число

1

108

Письменное деление на двузначное число.

1

109

Письменное деление на двузначное число

1

110

Закрепление

1

111

Решение задач

1

112

Закрепление изученного

1

113

Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

1

114

Закрепление изученного. Решение задач

1

115

Закрепление изученного. Решение задач

1

116

Контрольная работа № 8
«Письменное деление на двухзначное число».

1

117

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число

1

118

Письменное деление на трехзначное число

1

119

Письменное деление на трехзначное число

1

120

Закрепление изученного

1

121

Деление с остатком

1
11

122

деление на трехзначное число. Закрепление

1

123

Что узнали. Чему научились.

1

124

Что узнали. Чему научились.

1

125

Контрольная работа № 9
« Письменное деление на трехзначное число».

126

Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде.

1
1

Итоговое повторение(10 часов)
127

Нумерация

1

128

Выражения и уравнения

1

129

Арифметические действия: сложение и вычитание.

1

130

Арифметические действия: умножение и деление

1

131

Правила о порядке выполнения действий

1

132

Величины.

1

133

Геометрические фигуры

1

134

Задачи.

1

135

Контрольная работа за 4 класс

1

136

Обобщающий урок. Игра «в поисках клада»

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».