Программа соответствует учебнику «Математика 4 класс» для общеобразовательных учреждений / М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой; 4-е издание, Москва «Просвещение» 2015. В данной рабочей программе на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 136 часов в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, 2 фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов з соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственной: воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решение учебнопознавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). 3 Обучающийся научится: называть: - последовательность чисел до 1000; - число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; - единицы длины, площади, массы; - названия компонентов и результатов умножения и деления; - виды треугольников; - правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них); - таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; - понятие «доля»; - определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»; - чётные и нечётные числа; - определение квадратного дециметра; - определение квадратного метра; - правило умножения числа на 1; - правило умножения числа на 0; - правило деления нуля на число; сравнивать: - числа в пределах 1000; - числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); - длины отрезков; - площади фигур; различать: - отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; - компоненты арифметических действий; - числовое выражение и его значение; читать: - числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить: - результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; - соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм; - соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г; - соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа; приводить примеры: 4 - двузначных, трёхзначных чисел; - числовых выражений; моделировать: - десятичный состав трёхзначного числа; - алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел; - ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать: - числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать: - текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; - готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; классифицировать: - треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные); конструировать: - тексты несложных арифметических задач; - алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать: - свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать: - готовое решение учебной задачи (верно, неверно); - решать учебные и практические задачи: - записывать цифрами трёхзначные числа; - решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях; - вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя устные и письменные приемы вычислений; - вычислять значения простых и составных числовых выражений; - вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата); - выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять проверку вычислений; - вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); - решать задачи в 1-3 действия; - находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; - выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; 5 - выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел Е пределах 1000; - классифицировать треугольники; - умножать и делить разными способами; - выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами; - сравнивать выражения; - решать уравнения; - строить геометрические фигуры; - выполнять внетабличное деление с остатком; - использовать алгоритм деления с остатком; - выполнять проверку деления с остатком; - находить значения выражений с переменной; - писать римские цифры, сравнивать их; - записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа; - сравнивать доли; - строить окружности; - составлять равенства и неравенства. 2. Содержание учебного курса Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 часов) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений. Числа, которые больше 1000 Нумерация (12 часов) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Величины (11 часов) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. 6 Сложение и вычитание (12 часов) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729-х = 217 + 163, х- 137 = 500-140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Умножение и деление (77 часов) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Итоговое повторение (10 часов) 7 3. Тематическое планирование № урока Тема урока Количество часов Числа от 1 до 1000 (14 часов) 1 Повторение. 1 Нумерация, счет предметов. Разряды 2 Числовые выражения. Порядок выполнения действий сложение и вычитание 1 3 Нахождение суммы нескольких слагаемых 1 4 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел 1 5 Умножение трёхзначного числа на однозначное 1 6 Свойства умножения 1 7 Алгоритм письменного деления на однозначное число 1 8 Приёмы письменного деления 1 9 Приёмы письменного деления 1 10 Приёмы письменного деления 1 11 Диаграммы 1 12 Что узнали. Чему научились 1 13 Входная контрольная работа 1 14 Анализ контрольной работы , закрепление изученного 1 Нумерация (12 часов) 15 Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс тысяч 1 16 Чтение многозначных чисел 1 17 Запись многозначных чисел. 1 18 Разрядные слагаемые. 1 19 Сравнение чисел 1 20 Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз 1 21 Закрепление изученного 1 22 Класс миллионов, класс миллиардов 1 23 Закрепление изученного по теме «Нумерация больше 1000» Самостоятельная работа 1 24 Наши проекты. Что узнали. Чему научились 1 25 Контрольная работа № 2 по теме « Нумерация чисел больше 1000» 1 26 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного 1 Величины(11 часов) 8 27 Единицы длины – километр 1 28 Единицы длины. Закрепление 1 29 Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр 1 30 Таблица единиц площади 1 31 Измерение площади с помощью палетки 1 32 Единицы массы. Тонна, центнер 1 33 Единицы времени. Определение времени по часам 1 34 Решение задач. (вычисление начала, продолжительности и конца события). Секунда 1 35 Век. Таблица единиц времени 1 36 Закрепление 1 37 Контрольная работа № 3 по теме «Величины» 1 Сложение и вычитание (12 часов) 38 Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений 1 39 Нахождение неизвестного слагаемого 1 40 Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого 1 41 Нахождение нескольких долей целого. 1 42 Решение задач 1 43 Решение задач 1 44 Сложение и вычитание величин 1 45 Решение задач 1 46 Закрепление. 1 47 Странички для любознательных. 1 48 Что узнали. Чему научил 1 49 Контрольная работа № 4 по теме « Сложение и вычитание». 1 Умножение и деление (77 часов) 50 Анализ контрольной работы. Свойства умножения. 1 51 Письменные приёмы умножения 1 52 Письменные приёмы умножения 1 53 Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями 1 54 Нахождение неизвестного множителя делимого делителя. 1 55 Деление с числами 0 и 1 1 56 Письменные приёмы деления 1 57 Письменные приёмы деления 1 58 Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, 1 9 выраженные в косвенной форме 59 Закрепление изученного 1 60 Письменные приёмы деления. Решение задач 1 61 Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» 1 62 Закрепление по теме «Умножение и деление многозначных чисел» 1 63 Умножение и деление на однозначное число 1 64 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного 1 65 Что узнали. Чему научились 1 66 Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 1 67 Решение задач на движение 1 68 Решение задач на движение 1 69 Решение задач на движение 1 70 Странички для любознательных 1 71 Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями 1 72 Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями 1 73 Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями 1 74 Умножение числа на произведение 1 75 Решение задач на движение 1 76 Перестановка и группировка множителей 1 77 Закрепление изученного. 1 78 Контрольная работа №6 по теме 1 « Письменное умножение». 79 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. 1 80 Деление числа на произведение 1 81 Деление числа на произведение 1 82 Деление с остатком на 10, 100, 1000 1 83 Решение задач на движение в противоположных направлениях 1 84 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем 1 85 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем 1 86 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем 1 87 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем 1 88 Решение задач 1 89 Закрепление 1 10 90 Что узнали. Чему научились 91 Контрольная работа №7 по теме « Умножение и деление на числа, 1 оканчивающиеся нулями» 1 92 Наши проекты 1 93 Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму 1 94 Умножение числа на сумму 1 95 Письменное умножение на двузначное число 1 96 Письменное умножение на двузначное число. 1 97 Решение задач 1 98 Решение задач 1 99 Письменное умножение на трехзначное число 1 100 Письменное умножение на трехзначное число 1 101 Закрепление 1 102 Закрепление 1 103 Что узнали. Чему научились 1 104 Контрольная работа № 8 по теме« Умножение на двузначное и трехзначное число» 1 105 Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число 1 106 Письменное деление с остатком на двузначное число 1 107 Алгоритм письменного деления на двузначное число 1 108 Письменное деление на двузначное число. 1 109 Письменное деление на двузначное число 1 110 Закрепление 1 111 Решение задач 1 112 Закрепление изученного 1 113 Письменное деление на двузначное число. Закрепление. 1 114 Закрепление изученного. Решение задач 1 115 Закрепление изученного. Решение задач 1 116 Контрольная работа № 8 «Письменное деление на двухзначное число». 1 117 Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число 1 118 Письменное деление на трехзначное число 1 119 Письменное деление на трехзначное число 1 120 Закрепление изученного 1 121 Деление с остатком 1 11 122 деление на трехзначное число. Закрепление 1 123 Что узнали. Чему научились. 1 124 Что узнали. Чему научились. 1 125 Контрольная работа № 9 « Письменное деление на трехзначное число». 126 Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде. 1 1 Итоговое повторение(10 часов) 127 Нумерация 1 128 Выражения и уравнения 1 129 Арифметические действия: сложение и вычитание. 1 130 Арифметические действия: умножение и деление 1 131 Правила о порядке выполнения действий 1 132 Величины. 1 133 Геометрические фигуры 1 134 Задачи. 1 135 Контрольная работа за 4 класс 1 136 Обобщающий урок. Игра «в поисках клада» 1 12