Программа соответствует учебникам Данилова Г.И. «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008. В данной рабочей программе на изучение МХК в 11 классе отводится 1час в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 34 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные — формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; — развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; — накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; — формирование творческого отношения к проблемам; — развитие образного восприятия и освоение способов художественного, личности; — гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; — подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметные результаты — формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; — выявление причинно-следственных связей; — поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; — развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; — формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; — применение методов познания через художественный образ; — использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; — определение целей и задач учебной деятельности; — выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; — самостоятельную оценку достигнутых результатов. Предметные результаты: — наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; — восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; — представление о месте и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; — представление о системе общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства; — усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; — различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; — классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников; — осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; — уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; — формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи; — развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; — умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; — реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в творчестве. 2. Содержание учебного предмета, курса. Художественная культура 17-18 вв. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. Ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. Ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога и П. Гогена, «синтетическая__ форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок- музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. № 1 3. Тематическое планирование Тема Стилевое многообразие искусства 17-18 веков. Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Архитектура Барокко Изобразительное искусство барокко. Реалистическая Живопись Голландии. Музыкальная Культура барокко. Художественная культура классицизма и рококо. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Композиторы Венской классической школы. Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Искусство русского портрета XVIII в. Неоклассицизм и академизм в живописи. Художественная культура романтизма. Живопись романтизма Романтический идеал и его отражение в музыке. Зарождение русской классической Музыкальной школы. М.И.Глинка. Реализм– направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. Русские художники –передвижники. Изобразительное искусство русского реализма. Развитие русской Музыкальной культуры во второй половине XIX века. Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Символ и миф в живописи и музыке. Художественные течения модернизма в живописи. Русское изобразительное искусство XX века. Искусство советского периода. Архитектура XX века. Театральная культура XX века 1 1 1 1 1 1 1 1 Шедевры Мирового кинематографа. 1 Шедевры отечественного кино. Музыкальная культура России XX столетия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Обобщающее повторение. Сочинение- размышление: «Что есть красота?» Повторительно- обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности. 1 1 1