Программа соответствует учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень: учебник /С.В. Ким, В.А. Горский. – 3-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2021. В данной рабочей программе на изучение предмета «ОБЖ» в 11 классе отводится 1 час в неделю, согласно учебного плана. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания; - формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности; развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания; - формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают: умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации): - формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу); - анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; - выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; - генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; - находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов; - применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни; умения коммуникативные: - взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение; - выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства; умения регулятивные (организационные): саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью - построение индивидуальной образовательной траектории; - владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; - владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения; - владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены. Предметные результаты: В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности Ученик научится: - основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современной среде обитания; - законодательным основам обеспечения безопасности личности, общества государства; - защите населения и территорий России в ЧС; - защите населения от ЧС военного характера; - защите государства от военных угроз54 - определять факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания; - оказывать первую помощь при неотложных состояниях: зпакон и порядок. - - - Ученик получит возможность научиться: в ценностно-ориентационной сфере: устанавливать нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения; осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений; в коммуникативной сфере: умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации; умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации; стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации; в эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; - - - умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности); в бытовой, трудовой и досуговой сфере: грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами; соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте; соблюдение правил отдыха в загородной зоне; знание номеров телефонов для вызова экстренных служб; умение оказывать первую помощь; правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере; в сфере физической культуры и здорового образа жизни: накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивнооздоровительной деятельности, здорового образа жизни; выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность; соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности; умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях. 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания». Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях. Раздел 2. Военная безопасность государства Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения. Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами 3. Тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 ч) Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) 1 Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности 1 человека в современной среде обитания 2 Этические и экологические критерии безопасности современной науки и 1 технологий 3 Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания 1 Тест: Кризисные явления в экономике и здоровье россиян. 4 Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде 1 жизнедеятельности 5 Основы управления безопасностью в системе «человек-среда обитания» 1 Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч) 6 Обеспечение национальной безопасности России 1 7 Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности 1 8 9 Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Тест: правовая зашита населения от террористических угроз. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС России 1 1 Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму К/з: Союзники России по военной безопасности Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч) 1 11 Экстремальные ситуации криминогенного характера 1 12 1 13 Экстремизм, терроризм и безопасность человека Тест: какие меры самозащиты могут применять заложники Наркотизм и безопасность человека 14 Дорожно-транспортная безопасность Тест: Правила дорожного движения. 1 15 Вынужденное автономное существование в природных условияхК/з: Какими способами можно подать сигнал бедствия днём и какими автономии? Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) 10 1 1 Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) 16 Основные задачи Вооруженных Сил 1 17 Правовые основы воинской обязанности 1 1 19 Правовые основы военной службы Тест: Назовите обязанности граждан по воинскому учёту. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная 20 Требования воинской деятельности к личности военнослужащего 1 18 1 Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч) 1 22 Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира 23 Военные операции на территории России: борьба с терроризмом 1 24 Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации 1 25 Боевая слава российских воинов К/з: Какие важные события военной истории России и мира вы знаете? Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) 21 1 1 Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч) 26 Демографическая ситуация в России 1 27 Культура здорового образа жизни. Культура питания.Тест: Здоровое питание. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье 1 29 Вредные привычки. Культура движения К/з: Режим суточной двигательной активности старшеклассника. Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) 1 30 Медико-психологическая помощь 1 31 Первая помощь при ранениях Тест: Приёмы самопомощи при ушибе, порезе стеклом, ожоге. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении 28 32 1 1 1 33 34 Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии К/з: Универсальный набор медицинских средств домашней аптечки; состав и значения. Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами Итого 1 1 34